Трансформации бизнес-культуры: глобальные тренды

18 октября 2018, 09:00
297
Цей матеріал також доступний українською

За последние десятилетия бизнес изменился до неузнаваемости. Собственно структура экономики способствует таким трансформациям. Усовершенствуются технологии и способы коммуникации, увеличивается количество информации и инноваций, наблюдаются перемены и в бизнес-культуре.

Под бизнес-культурой можно подразумевать совершенно разную деятельность. Во-первых, ее можно рассматривать как обширное понятие, или как узконаправленное определение бизнес-этикета. В первом случае бизнес-культура включает в себя сложные системы взаимоотношений на предприятиях и между ними. В узконаправленном значении – это соблюдение норм и правил, которые по смыслу и содержанию порой являются не более чем условностями. Во-вторых, бизнес-культуру можно рассматривать как корпоративную культуру определенного предприятия или совокупность культурных норм и ценностей отдельного региона, страны (ввиду ментальных особенностей), или современного мира.

На самом деле все вышеперечисленные характеристики взаимосвязаны. Бизнес-культура – это модель или стиль деловых операций и коммуникации. Это способы ведения бизнеса как на уровне отдельных компаний, так и в глобальной среде. Культура бизнеса внутри компании определяет специфику общения сотрудников разных уровней и отделов между собой, а также устанавливает особенности их взаимодействия с клиентами и партнерами.

Последние глобальные тренды бизнес-культуры полностью соответствуют духу современности. Так в каком направлении движется бизнес-культура и как проявляются глобальные тренды в Украине?

Тренд: Переориентация на опыт работника

Опыт работника – это суммирование всего того, что работник переживает из-за его коммуникации с организацией. Сюда причисляется каждое взаимодействие – от первого контакта на собеседовании до получения последней зарплаты. Тенденция состоит в перенаправлении фокуса от вклада каждого работника в работу компании на удовлетворение и счастье собственно сотрудника. Особенно важными для бизнес-культуры являются потребности работника как главного ресурса компании.

Весьма вероятно, что вскоре во время собеседования претендента на вакансию не будут спрашивать про его опыт работы, а наоборот – потенциальный сотрудник станет задаваться вопросом, каким образом и в каком формате работодатель намерен разнообразить его опыт на рабочем месте. Во многих отраслях рынка идет настоящая война за высококвалифицированные кадры. Это касается как IT или ритейла, так и традиционно менее высокооплачиваемых сфер деятельности. Тенденция не держаться стабильного рабочего места, а менять компании, также усиливается. На Западе процесс рекрутинга характеризуется принципами потребительства: точно так же, как клиент из многих брендов выбирает один на основании прочитанных онлайн-отзывов, так и многие соискатели "покупают" потенциального работодателя, доверяясь отзывам в Сети, в частности, на сайтах LinkedIn и Glassdoor (американский сайт, на котором оставляют отзывы о работодателях).

Что касается опыта работника, здесь речь идет не только о "приятных бонусах" вроде тренажерного зала, занятий по йоге или химчистки, а и инвестициях в его профессионализм. Онлайн-сервис аренды жилья Airbnb – безупречный пример организации, ценящей опыт сотрудников. Руководство компании разработало программы по улучшению взаимодействия с сотрудниками и обеспечению для их работы благоприятных условий. Поскольку компания является сервисной структурой, вся ее деятельность осуществляется благодаря сотрудникам, поэтому именно в их руках находится успех и репутация компании. В результате внедрения таких программ прибыль Airbnb увеличилась.

Тренд: Обучение и развитие

Предприятия все больше внимания уделяют обучению работников. Сотрудникам очень важно то, что именно им предложит работодатель для их дальнейшего развития как специалистов. Они хотят понять и осознать, что их ждет движение вперед и вверх как по профессиональной, так и по карьерной лестнице. Ярким примером этой тенденции можно назвать такие организации, как телекомпания Hallmark, создавшая лидерские программы для женщин. Даже небольшие и средние компании все чаще предлагают всем своим работникам тренинги по лидерству и возможность получить сертификацию различных профессиональных направлений.

На самом деле речь в основном идет о работниках и их счастье. Однако это не совсем так. Это также рациональный подход к стратегическому развитию компании и формированию бренда. По данным исследования американского ученого Якоба Моргана, компании, уделяющие внимание опыту и развития работников, в два раза чаще попадают в список самых инновационных компаний мира по версии журнала Forbes, а также имеют больше в 4 раза среднего дохода. В то же время они на 25% меньше по масштабности в сравнении с аналогичным уровнем дохода, что свидетельствует о высоких показателях производительности и инноваций.

Тренд: Разрушение границ

Все тенденции, направленные на потребности личности работника, связанные с приходом на рынок труда поколения милениалив. Несмотря на культурные различия, молодые люди из разных стран больше похожи между собой, чем со старшими поколениями. Именно они изменяют бизнес-культуру не только отдельных компаний, но и всего мира. С применением практик удаленного рабочего стола, фриланса, проектной занятости и т.д. бизнес-культура приобретает глобальную "окраску". Так, украинские программисты, выполняя заказ предприятий, находящихся в Кремниевой долине, сталкиваются с новыми смыслами, ценностями и бизнес-культурой, распространяя ее на территории Украины. И таких примеров множество. Именно поэтому привязка к культурным бизнес-практикам с национальными особенностями со временем будет только ослабевать.

А что в Украине

Между тем бизнес-культура пока является отражением общей культуры общества. Для того чтобы полноценно разобраться с такими моментами, как с опытом работника в Украине, нужно было бы проводить масштабное исследование. Однако можно предположить, что такой элемент, как профессиональный и жизненный опыт сотрудника, в меньшей степени интересует украинских работодателей. Особенно это касается крупных компаний, в которых часто высокого уровня сервиса пытаются достичь такими методами, как жесткая регламентация действий, система штрафов за проступки и ошибки, ставка на то, что "незаменимых работников не бывает". Соответственно, текучесть кадров существенная, а компания расходует средства на постоянное привлечение к обучению новых сотрудников.

Конечно, в Украине есть предприятия, где глобальные тренды воплощаются в жизнь: это, в частности IT-компании, PR- и коммуникационные агентства, креативные индустрии и пр. Однако, чаще всего акцентируют внимание на опыт работника или небольшие молодые компании, или же местные подразделения иностранных предприятий, которые привносят в украинском филиале собственную корпоративную культуру. К тому же большинство предприятий ограничивается такими внешними атрибутами корпоративной культуры, как бесплатные спортзалы, йога или обеды. Однако это все лишь бонусы (хотя и приятные), не связанные непосредственно с рабочим процессом.

Репутация и бренд

Характер и стиль корпоративной культуры предприятия должен быть направленным на определенную цель. Правильно сформированная корпоративная культура способствует не только развитию компании изнутри, но и становится частью бренда для потребителей и клиентов.

Главный тренд украинской бизнес-культуры в том, что она приобретает более конкретные очертания. В период социальных сетей и доступности информации все большую значимость приобретает репутация. Институт репутации зарождается в украинских реалиях, и происходит это не в политике или иных сферах общественной жизни, а именно в бизнесе. И хотя на массовом украинском рынке все еще в приоритете низкая цена, однако репутация бренда и корпоративная культура становятся приоритетными. Появляется все больше социальных проектов и экологических инициатив в рамках корпоративной ответственности, меняется отношение менеджмента к сотрудникам. Поэтому постепенно с диких джунглей постсоветского наследия под влиянием глобальных процессов украинская бизнес-культура приобретает черты постиндустриальной бизнес культуры, для которой свойственно стремление к интеллектуальной добавленной стоимости, ценности бренда и социальной ответственности.

Диалоги о бизнесе

23 мая, в Киеве, известные предприниматели Сергей Тигипко, Пётр Чернышов, Игорь Смелянский и Дмитрий Шимкив станут спикерами лекции НВ «Диалоги о бизнесе: как преуспеть в эпоху перемен».

Записаться на лекцию