Теплогенерация по-новому

22 марта 2017, 17:52
Год назад, во время проведения энергетической панельной дискуссии Харьковского международного бизнес-форума, участники стали интересоваться возможностью поддержки теплогенерации из биомассы на законодательном уровне

Наконец, Госэнергоэффективность и профильный парламентский комитет выступили с инициативой создания действенных нормативно-правовых инструментов содействия тепловой энергетике, использующей альтернативные источники энергии.

Видео дня

Например, 21 марта Верховная Рада 238 голосами народных депутатов приняла в целом Законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О теплоснабжении» относительно стимулирования производства тепловой энергии из альтернативных источников энергии» (реестр. № 4334). Подробнее: https://goo.gl/8JxWuh

Основная цель законопроекта – передать полномочия по установлению тарифов и лицензирования хозяйственной деятельности по производству тепловой энергии на установках с использованием нетрадиционных или возобновляемых источников энергии от НКРЕКП органам местного самоуправления и местным администрациям.

Что позволит новый закон?

При этом, тарифы на тепло из альтернативных источников устанавливаются на уровне 90% от действующего тарифа на тепло из газа для нужд бюджетных учреждений и населения.

Также принятие законопроекта № 4334 позволит:

- создать благоприятные условия для привлечения иностранных и отечественных инвестиций в производство тепла из альтернативных источников;

- сократить импорт газа на более чем 3 млрд куб. м и оставить в экономике государства по меньшей мере 600 млн долларов, а с учетом мультипликатора – более 3 млрд долларов;

- снизить себестоимость тепловой энергии и тарифы для конечных потребителей;

- увеличить до 20 тысяч количество новых рабочих мест, в частности, при выращивании, сборе и транспортировке местных видов топлива, производстве необходимого оборудования, что существенно увеличит поступления в местные бюджеты.

Появится ли новый тариф для «зеленого» тепла?

Отныне предприятия, которые производят тепло с использованием альтернативных источников энергии, включая теплоэлектроцентрали, теплоэлектростанции и когенерационные установки, будут рассчитывать тарифы на транспортировку и поставку тепловой энергии на уровне 90% от стоимости тепла, произведенного с использованием природного газа.

Предприятия, которые производят тепло на теплоэлектроцентралях, теплоэлектростанциях, когенерационных установках, свои расчеты по тарифу будут утверждать в НКРЕКП, все остальные - в органе местного самоуправления того населенного пункта, куда поставляется тепло.

Срок утверждения рассчитанного предприятием тарифа составляет 30 календарных дней.

Также предусмотрено, что те тарифы, которые уже утверждены для предприятий могут быть пересмотрены только на основании обращения самого субъекта хозяйствования.

Кроме того, Закон будет обязывать органы власти ежеквартально публиковать информацию об установленных ими тарифах на тепло, вырабатываемого с использованием альтернативных источников энергии.

А хватит ли биомассы для новых объектов теплоэнергетики?

Следует заметить в энергетическом потенциале использование ресурсов биомассы для производства тепловой и электрической энергии. Потенциал таких проектов – поражает своим объемом. Так, по результатам исследования энергетического потенциала биомассы Харьковской области, проведенного Институтом устойчивого развития и Немецким центром исследования биомассы DBFZ, суммарный электроэнергетический потенциал биомассы Харьковщины равняется 2,4 ГВт*ч – ровно столько, сколько генерирует Змиевская ТЭС ПАО «Центрэнерго» (входит в 5-ку крупнейших ТЭС Украины). А суммарный теплоэнергетический потенциал биомассы области составляет 2,9 ГВт*ч, что в 6 раз превышает мощность Харьковской ТЭЦ-5 (0,5 ГВт*ч), что обеспечивает теплоносителем 1,7 млн. жителей города Харьков.

Поэтому, создание объектов энергогенерации на базе коллективных сельхозпредприятий или объединения малых и средних сельхозтоваропроизводителей в энергетические кооперативы могут сделать значительный шаг в обеспечении местной энергонезависимости. Следует отметить, что Проекты с сжигания сухих отходов сельского хозяйства и получения тепловой и электрической энергии требуют инвестиций от 10 до 39 тыс. евро на 1 т используемых отходов в сутки (в зависимости от технологии и оборудования). Влажные отходы технологически целесообразно сбраживать в реакторах с получением биогаза и последующим производством энергии. Проекты с анаэробного сбраживания предусматривают расходы от 5 до 23 тыс. евро на 1 т используемых отходов в сутки, срок их окупаемости — 6-14 лет. Однако он значительно сократится из-за получения "зеленого" тарифа и составит 4-8 лет. А если речь идет об установке котельной для сжигания биомассы и продажи энергоносителя, то такой проект окупится за 2-2,5 отопительных периодов, а линия по производству топливных брикетов – за 3-3,5 года. Поэтому, целесообразным является кооперация в небольшие проекты с производства и сбыта энергоносителя, постепенно переходя на когенерационные установки, что займет путь в 3+6 лет, однако обеспечит полную энергонезависимость сельской общины.

Здесь целесообразной будет разработка специальных кредитных пакетов для подобных проектов для сельскохозяйственных энергетических кооперативов от банковских учреждений. Приведенные выше расчеты учитывают реальные украинские кредитные ставки, а если привлекать «дешевые» европейские деньги, то проекты по производству теплоносителя и когенерации электрической энергии выйдут на самоокупаемость за 3-4 года.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X