МСЭК, КНДР, Трамп. Октябрь показал антирекорд по негативу в соцсетях украинцев
В октябре Индекс настроений соцсетей относительно войны достигал положительного значения лишь однажды — в День защитников и защитниц Украины (+10 процентных пунктов). Остальные дни — под знаком минус.
Уже на следующий день после праздника произошел первый весомый пик негатива (-23 пункта). Военное командование заявило о выходе Сил обороны из Угледара после более 2 лет обороны. Западные и отечественные эксперты вместе с медиа анализировали причины поражения Украины и ускорения темпов наступления РФ. Распространялись свидетельства самих военных о сложном выходе из окружения, большом истощении, отсутствии ротаций, ресурсном преимуществе россиян. Заметны митинги военных, ушедших в СЗЧ (в Николаеве), их недовольство действиями командиров, обвинения в пренебрежении жизнями бойцов.
Параллельным курсом шел еще один трек в инфополе — коррупционный. Заявление СБУ о задержании руководительницы Хмельницкой МСЭК Татьяны Крупы с 6 млн долларов, заработанных на фиктивных инвалидностях, вызвало национальный резонанс. Фото сына задержанной в постели с деньгами обросло мемами. Тема стала двигателем коммуникации начала изменений в системе: проверки в других областях, отмена выводов об инвалидности, решение ликвидировать МСЭК. Кампания не ограничилась единичной волной распространения официальной информации. Наоборот, власть нажала на болевую точку с надеждой уничтожить очередную коррупционную практику, терпение в отношении которой лопнуло в контексте мобилизации — из-за попыток избежать ее на фоне дефицита людей и бюрократического ада для военных и гражданских с реальными увечьями.
Кроме того — всплеск негативных эмоций из-за стихийных рейдов ТЦК после концерта «Океана Эльзы» и встречный гнев военных на «уклонистов». В общественном воображении вырисовалась неприятная картинка: одни откупаются и воруют, других «хватают на улице».
Продолжили пессимистический марафон внезапное известие о переносе Рамштайн из-за урагана в США и повышение налогов. Антикризисная экспертная коммуникация уважительности причины отложения поездки Джо Байдена в Европу (на фоне надежд, что Украине должны то ли увеличить военную помощь, то ли пригласить в НАТО) так и не смогла устранить общего недовольства демократами в рамках их политики «контроля эскалации». А вот тему налогов по степени влияния на настроения украинцев можно сравнить с принятием закона о мобилизации в начале этого года.
Вот такая информационная картина первой трети октября, с колебаниями Индекса от -10 до -23 пунктов.
С начала второй трети месяца соцсети активно транслировали инсайды западных медиа и иностранных разведок (в частности Южной Кореи) о привлечении на стороне РФ военных из КНДР. Уже 14 октября В.Зеленский подтвердил эти слухи («фактическое включение в войну»). На следующий день Индекс упал с отметки -11 пунктов до -26: произошло значительное подогревание тревожных настроений с использованием заявлений должностных лиц (например, секретаря СНБО Александра Литвиненко о намерениях РФ относительно ударов по энергетике, в частности баллистическими ракетами из той же КНДР), военных (о том, что КНДР может серьезно повлиять на фронтовую ситуацию), западных политиков и аналитиков. Так или иначе — именно эти группы спикеров, а не россияне — владели инициативой в коммуникации угроз со стороны КНДР, что можно считать коммуникационным успехом.
16 октября фокус внимания изменила презентация Плана победы Владимира Зеленского. Индекс сделал стремительный скачок к равновесию (-8 пунктов). Власть гарантировала себе контроль над повесткой дня на последующие 3−4 дня, даже если не всегда получала благосклонные отзывы. Здесь стоит заметить несовпадение целевых аудиторий: план адресован «коллективному Западу», а первыми офлайн-реципиентами стали депутаты Верховной Рады. Поэтому обвинения оппозиции в чрезмерности требований (еще раньше на Западе характеризовали план как «список пожеланий») и нежелании прилагать к победе собственными усилиями, не заставили себя ждать. Определенным образом этот план стал и ответом в условиях усиления переговорной риторики и обещаний быстрого окончания войны (например, от Дональда Трампа за 24 часа). Власть сделала попытку перейти от позиции исключительно просителя помощи («Зеленский — лучший продавец в истории») к транзакционному подходу: вы нам — НАТО, оружие и разрешения, мы вам — контингент в Европе и ценные природные ресурсы.
Следующий повод для значительного оптимизма произошел уже в ночь на 19 октября — обмен пленными . Впрочем, даже такая долгожданная весть (среди освобожденных — 34 «азовца», журналист Максим Буткевич) довольно быстро, к середине суток, сменяется рутиной — о ТЦК, коррупции, фронте, обстрелах и тому подобное.
В конце концов, рутиной, существенно не склоняющей чашу весов в сторону позитива, стали попадания по российским тылам. Их хватало и в октябре (среди прочего — удар по нефтебазе в Феодосии, запомнившийся длительным пожаром). Впрочем, именно эти атаки не дают соцсетям окончательно провалиться в пессимизм. 22 октября — на фоне атак по ТЭЦ и спиртзаводам РФ и обнадеживающих новостей о помощи от партнеров (заем G7 за счет замороженных активов, пакет помощи от США) — Индекс снова находился на довольно высоком, как для нынешнего периода, уровне -8 пунктов.
А 24 октября — на фоне заявления ГУР о прибытии военных КНДР на Курщину и недовольства отсутствием мировой поддержки (апофеозом стало присутствие Антонио Гутерриша на саммите БРИКС в Казани) — Индекс пересек отметку -33 процентных пункта. 27 и 29 октября также фиксировались значения ниже -30 пунктов: -35 и -33 пункта соответственно. Конкретных поводов для этого могло и не быть: пользователи соцсетей просто все чаще жалуются на усталость от войны. Или же снова смущает продолжение российского наступления на Донбассе.
Между этими временными промежутками пессимизм частично гасят смешанные эмоции относительно внезапного решения раздать по 1 000 гривен каждому украинцу. Оппозиция и экономисты воспринимают это как популизм, военные возмущены на фоне дефицита обеспечения армии, адвокатами же решения власти выступают разве что спикеры самой власти (например, заместитель министра экономики). Однако такие разъяснения — о происхождении и цели выделения средств, а также способах их использования, в частности в качестве доната на ВСУ — явно отставали от самих решений или не были предоставлены должным образом. Поэтому этот раунд в коммуникации выиграли политическая оппозиция и критические к власти блогеры.
Постоянно на настроения давил и международный контекст: выборы в США (падение рейтингов Камалы Харрис, победа Дональда Трампа), Грузии (победа пророссийской «Грузинской мечты») и Молдове (едва при поддержке диаспоры на референдуме победили сторонники евроинтеграции, а на выборах — проукраинская Майя Санду).
В конце третьего года полномасштабного вторжения инфопространство сталкивается с пессимизмом, продиктованным отсутствием ощутимого прогресса в решении сложностей, с которыми сталкивается государство. На фоне депрессивных новостей о потере новых территорий в пользу врага проблем в тылу (с коррупцией, мобилизацией
И здесь — в официальной и экспертной коммуникации — следует учитывать, что многие изменения не могут происходить в «турборежиме», быть честными с гражданами и объяснять, что где-то преграды может создавать бюрократия и поэтому изменения будут медленными. При этом даже вполне очевидные сдвиги (например, с диджитализацией процессов в Минобороны, позволившей избежать очередей и кипы бумаг) не подаются как системные изменения, а лишь как точечные. Поэтому нужно акцентировать внимание на постепенных, но неотвратимых изменениях, которые проводит государство и которые рано или поздно дадут желаемые результаты. Подходит изменение оптики в коммуникации громких задержаний на пути к таким изменениям: необходимы объяснения, почему это об эффективной работе правоохранителей, а не о тотальном коллапсе институтов, как может казаться самым принципиальным критикам власти и как это пытаются подать россияне. В конце концов, следует подчеркивать, что задержания — это также положительный итог предыдущих лет реформы и самой правоохранительной системы, по результатам которых система стала лучше реагировать на вызовы.
В общем октябрь повторил антирекорд июля этого лета, когда в соцсетях негативные сообщения преобладали положительные с показателем Индекса в минус 17 пунктов.
Тест на информационную устойчивость продолжается — с уже известными результатами выборов в США, но и неопределенным общим международным положением и непредсказуемостью изменений на фронте, куда Путин бросил все доступные ему силы, чтобы получить какие-то результаты до начала работы новой администрации в Вашингтоне. Надежды на быстрые изменения могут больно ударить по настроениям украинцев и дополнительно их ухудшить накануне зимы, которую только ленивый не назвал сложной. Уныние усложняет работу на победу и облегчает россиянам осуществление деструктивных информационных операций (например, через ресурсы, занимающиеся срывом мобилизации). И наоборот: более глубокое прокоммуницированное понимание причин существующих проблем способствует конструктиву и изменениям в пользу Украины, ради ее выживания.