Так ли опасны требования лоукостера

13 июля 2017, 14:56
Руководство аэропорта Борисполь отказалось принять требования Ryanair, в результате чего последняя заявила об отказе выходить на украинский рынок

Одним из камней преткновения между аэропортом и авиакомпанией стало требование лоукостера установить аэропортовый сбор за каждого пассажира авиакомпании в размере $7,5 при условии обеспечения пассажиропотока свыше 150 000 пассажиров ежегодно.

Видео дня

В Борисполе считают, что такое требование противоречит требованиям конкурентного законодательства и может стать причиной претензий со стороны регулятора в лице Антимонопольного комитета и других авиаперевозчиков, летающих из аэропорта.

Так ли это на самом деле?

Ответ на данный вопрос не так уж и однозначен.

В соответствии с положениями Воздушного кодекса Украины при предоставлении аэропортом услуг, связанных с деятельностью аэропорта, взымается плата за предоставление таких услуг (плата за аэропортовое обслуживание).

При этом, размер платы за аэропортовое обслуживание устанавливается не самими аэропортами, а регулятором в лице Министерства инфраструктуры. Сегодня действует приказ Министерства транспорта и связи Украины от 14 апреля 2008 года №433 в редакции от 18 мая 2015 года Об установлении аэропортовых сборов за обслуживание воздушных суден и пассажиров в аэропортах Украины.

Этим документом четко установлен граничный размер аэропортовых сборов за обслуживание воздушных суден и пассажиров в каждом из аэропортов. Для Борисполя действует отдельный приказ Минтранса №337 от 26 марта 2008 года, устанавливающий аэропортовые сборы за обслуживание самолетов и пассажиров.

Однако, с целью стимулирования авиакомпаний, являющихся коммерческими партнерами аэропортов по решению руководителя аэропорта к граничным ставкам аэропортовых сборов при выполнении регулярных рейсов могут применяться понижающие коэффициенты до 0,2, исходя из экономической эффективности и соблюдением требований законодательства о защите экономической конкуренции, а также с учетом цены билета.

То есть, фактически, аэропорты могут предоставлять авиакомпаниям скидки по аэропортовым сборам до 80% от их размера, но при условии соблюдения требований законодательства о защите экономической конкуренции.

Более того, специально для развития лоукост авиационных перевозок Мининфраструктуры был принят приказ №211 от 13 июня 2017 года, устанавливающий дополнительные льготы по аэропортовым сборам.

Что же говорит законодательство о защите экономической конкуренции по вопросу установления льгот и преференций по аэропортовым сборам?

Так, закон Украины О защите экономической конкуренции, среди прочего, называет антиконкурентными согласованными действиями субъектов хозяйствования применение различных условий к равнозначным договорам с другими субъектами хозяйствования, что ставит последних в невыгодное положение в конкуренции.

Однако и здесь не все так просто.

Во-первых, возникает вопрос являются ли равнозначными договора об обеспечении пассажиропотока в 20 000 человек в год и в 150 000 человек в год. Вероятно, нет.

Во-вторых, действительно ли соответствующий договор ставит других субъектов хозяйствования (того же базового авиаперевозчика аэропорта МАУ) в невыгодное положение в конкуренции. Не факт.

Учитывая, что руководством аэропорта Борисполь не был предоставлен обоснованный экономический анализ перспектив предоставления Ryanair условий, которые они запрашивали, заявлять о нарушении конкурентного законодательства, по меньшей мере, преждевременно.

Более того, в одном из дополнений к договору с базовым авиаперевозчиком аэропорта установлены вполне сопоставимые с запрашиваемыми Ryanair преференциями, а сформированная на сегодняшний день судебная практика показывает, что нарушений конкурентного законодательства в установлении подобных преференций не усматривается.

Получается Борисполь необоснованно отказал Ryanair в удовлетворении требований авиакомпании?

С точки зрения соблюдения требований конкурентного законодательства и стимулирования государством развития лоукост авиации, требования ирландцев были вполне выполнимы. Возможно они были экономически невыгодны для аэропорта, однако этому аспекту достаточного внимания уделено не было.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X