Смартфон вместо кассовых аппаратов для бизнеса
Правительство упростило процедуру технического обслуживания кассовых аппаратов для бизнеса и разрешило предпринимателям запустить альтернативу традиционным кассовым аппаратам в виде смартфонов или планшетов. Почему это важно?
Что такое РРО
Регистратор расчетных операций (или кассовый аппарат) – это устройство, которое фиксирует каждую расчетную операцию по продаже товара или услуги. Он защищен от внешнего вмешательства, содержит фискальную память, которая гарантирует сохранение информации о каждом выданном фискальном чеке. Словом, если предприниматель выдал 20 чеков за день на сумму 500 гривен, то эта информация хранится в фискальной памяти и налоговая может проверить объем этих операций за любой прошедший период.
Для чего нужен РРО
Бизнесменам: чтобы контролировать продавцов и в целом иметь информацию о состоянии дел.
Гражданам: для защиты их прав покупателя. Фискальный чек – это документ, подтверждающий факт покупки товара, и в случае обнаружения несоответствия товара ожиданиям покупателя – качества, срока годности и т.д., потребитель может вернуть товар, предоставив чек, и получить назад свои деньги. На фискальном чеке должна быть доступна вся информация о субъекте, который его выдал – название, код ОКПО, юридический адрес, дата и время операции.
За невыдачу чека предусмотрены соответствующие штрафные санкции.
Какие правила сегодня регулируют сферу применения РРО и почему они сложные
Предпринимателю, который имеет кассовый аппарат, необходимо вести соответствующий бумажный учет ежедневной выручки и проводить техническое обслуживание РРО. Право проводить технический осмотр имеют только центры сервисного обслуживания, у которых есть заключенные соответствующие договора с производителями РРО на обслуживание определенного типа кассового аппарата.
Все эти услуги платные. Сервисный центр ежемесячно проверяет целостность пломб, состояние кассового аппарата, не внесенные в него конструктивные изменения или изменения с целью уменьшения сумм выручки.
Основные обременительные для бизнеса вопросы сферы деятельности РРО, это: сложная процедура регистрации, значительная стоимость самого кассового аппарата, обременительные процедуры учета и отчетности, высокая стоимость технического обслуживания.
В результате имеем значительную долю бизнеса в тени.

Решения принял Кабмин, почему и для кого они важны
Первое направление упрощения – это процедуры технического обслуживания РРО. Именно об этом – постановление Кабмина О внесении изменений в Порядок технического обслуживания и ремонта РРО. До сих пор были предусмотрены механизмы, по которым субъект хозяйствования должен вести записи в книге учета расчетных операторов, и выступать "почтальоном" между центром сервисного обслуживания и контролирующим органом: носить справки, акты, другие документы. Это постановление освобождает предпринимателей от ведения записей в книге учета расчетных операций, хождения по коридорам власти. Теперь сервисные центры будут сообщать налоговым органам о всех своих действиях, совершенных с кассовым аппаратом, в электронном виде.
Другое правительственное постановление О реализации экспериментального проекта по регистрации и эксплуатации новейших моделей программных и программно-технических комплексов, предназначенных для регистрации расчетных операций. Уже есть наработки, где в качестве кассового аппарата используется смартфон. Это постановление – сигнал для бизнеса о возможности разработки и использования новых моделей РРО, более функциональных, эффективных, доступных по цене.
Но на этом процесс не заканчивается.

Дальнейшие шаги в процессе реформирования РРО

Согласно принятому правительством постановлению О внесении изменений в Порядок технического обслуживания и ремонта РРО предусмотрено в месячный срок утверждение порядка ведения реестра экземпляров РРО и реестра ЦСО. Создание этих реестров позволит полностью автоматизировать процедуру регистрации РРО. Соответствующие изменения в 547 приказ Министерства финансов уже подготовлены, и предусматривают: проводить регистрацию РРО в один клик и с помощью электронных сервисов, не посещая контролирующий орган.
Также в планах – отменить указ президента о штрафных санкциях за невыдачу фискального чека (готовим соответствующий законопроект), и внедрение ряда электронных сервисов для безналичных расчетов с использованием электронных фискальных чеков.
Текст написан в соавторстве с Мирославом Лабой, экспертом BRDO.
Мнения, высказанные в этой публикации отражают исключительно точку зрения автора и не обязательно совпадают с позицией институтов, поддерживающих BRDO.