Проверка е-деклараций под вопросом
Давайте разберемся, готово ли к такому повороту событий украинское законодательство, ведь Закон Украины «О противодействии коррупции», который сейчас регулирует декларирование, не содержит упоминания о полномочиях налоговой проверять декларации.
В текущей редакции Закона речь идет только о том, что проверку своевременности подачи, правильности и полноты заполнения, логический и арифметический контроль, а также полную проверку деклараций проводит Национальное агентство по противодействию коррупции. Более того, поскольку декларирование распространяется и на сотрудников ГФС в том числе, то возникает вопрос: каким же образом ГФС собирается проверять е-декларации своих же сотрудников?
Не хочется утомлять читателя ссылками на законы, но, дьявол, как говориться, в деталях. Напомню, что до Закона Украины «О противодействии коррупции» работал другой Закон, который назывался «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» от 07.04.2011 г. (назовем его Старый закон о коррупции). Согласно ч. 9 ст. 12 этого Старого закона о коррупции, проверка достоверности сведений, указанных в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера действительно осуществлялась центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику, то есть – ГФС.
Во исполнение этой нормы был принят Приказ Минфина от 13.03.2015 г. №333 «Об утверждении Порядка осуществления проверки достоверности сведений, указанных в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера» (назовем его – Порядок 333).
Руководствуясь Порядком 333, органы ГФС имеют право:
- получать копии деклараций;
- анализировать их на предмет соответствия налоговой информации, которая имеется в распоряжении органа ГФС, проводить арифметический контроль;
- направлять запросы в другие органы для получения информации относительно сведений, отображенных в декларациях;
- и финальное – направлять запросы субъекту декларирования с целью получения пояснений/документов в случае расхождений между сведениями декларации и информацией, которая имеется в налоговом органе.
Соответственно, ГФС может только спросить, а декларант имеет право предоставить или не предоставить в течении определенного срока (15 рабочих дней) свои пояснения.
По результатам проверки орган ГФС формирует вывод о результатах проверки, а в случае установления недостоверности сведений, указанных в декларации – направляет письменное уведомление руководителю органа, где работает субъект декларирования, и специально уполномоченному субъекту в сфере противодействия коррупции (в прокуратуру, МВД, НАБУ и тп).
Выглядит, конечно, угрожающе, однако, есть несколько существенных моментов, касающихся указанных выше нормативных документов (Закона и Порядка 333):
Во-первых, Старый Закон Украины о коррупции утратил силу с 01.09.2016 г., а Порядок 333, который хотят применять фискалы, был принят во исполнение ч.9 ст.12 этого Закона. Напрашивается вывод, что Порядок 333, как подзаконный документ, также должен утратить силу, хотя он и значится формально как действующий. Но, украинские ПОДЗАКОННЫЕ нормативные акты могут жить своей жизнью, без своих материнских законов.

Во-вторых, Порядок 333 содержит положения, которые явно свидетельствуют о том, что проверяется достоверность деклараций, которые в последний раз были поданы в апреле в бумажном виде. В частности п.11-15 Порядка 333 содержат ссылки на разделы деклараций, которые не соответствуют той форме декларации, которая утверждена Решением НАПК №3 от 10.06.2016 г. Непонятно, как ГФС решит эту дилемму.
Возможно, Роман Михайлович имел в виду другой документ, который даст ему право проверять е-декларации, например, приказ Минфина от 14.03.2013 г. №395 «Об утверждении порядка оформления результатов документальных проверок соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, контроль, за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, налогоплательщиками – физическими лицами» (Назовем его Порядок 395)
Минфин этим порядком дал понять, что Гл.8 Разд.2 «Проверки» Налогового кодекса распространяется в том числе на проверки ФИЗЛИЦ, которые могут быть плановые, внеплановые, невыездные. Плательщики могут быть приглашены для проведения проверки в налоговый орган, и результаты проверок оформляются в виде Акта или Справки. Но государственные служащие – это не обычные физлица. И основная цель анализа их деклараций – это выявление потенциальной коррупционной составляющей. Порядок №395 больше подходит для проверок самозанятых лиц, чем обычных физиков, и он вообще не касается текстуально проверок е-деклараций.