Предоставьте леснику право защищать лес

21 мая 2018, 15:00

Проблемы украинского леса на устах у каждого: лес стареет, его бессистемно вырезают.

Судьбой леса занимаются и Верховная Рада, и Кабмин, бизнес-сообщество и местные общины. Но из года в год никак на найдут согласия относительно механизмов функционирования рынка леса и его восстановления, то есть, как в басне, воз и ныне там.

Видео дня

Одна из недавних попыток, призванных спасти зеленые легкие Украины - законопроект №5495 О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно сохранения украинских лесов и предотвращения незаконного вывоза необработанных лесоматериалов, уже прошел первое чтение.

Главные тезисы законопроекта №5495:

  • ввести ограничения на внутреннее потребление отечественных необработанных лесоматериалов (УКТ ВЭД 4403) в 20 млн куб.м,
  • ввести изменения в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях в части незаконного экспорта по УКТ 4403;
  • увеличить штрафы за незаконную рубку, перевозку и хранение (с 10 до 15 необлагаемых минимумов для рядовых граждан и с 15 до 30 н.м. для должностных лиц) и др.

К сожалению, предложенные механизмы усиления ответственности за браконьерскую рубку и экспорт леса недееспособны.

Например, цифра в 20 млн куб.м, каковой должно ограничиваться потребление отечественных необработанных лесоматериалов. Во-первых, такой объем в Украине рубили очень давно. По данным государственной статистики, в 2017 году при общем объеме заготовки ликвидной древесины в 18,9 млн куб.м именно деловой древесины (подпадающей под код УКТ ВЭД 4403) заготовлено всего 7,3 млн куб.м. То есть в законопроекте предложено зафиксировать максимальный порог в 2,5 раза больше, чем существующий, что, по нашему мнению, не способствует надлежащему сохранению украинских лесов и ограничению внутреннего потребления. Во-вторых, авторы законопроекта не обосновывают, каким образом любое ограничение внутреннего потребления древесины может повлиять на решение проблемы незаконных рубок. Необходимо финансово-экономическое обоснование такого мероприятия, в частности, с балансом соответствующей продукции, оценками комплексного воздействия внесенного предложения на емкость ее рынка, изменениями ценового предложения на соответствующую продукцию и изделия из нее, вероятный дефицит продукции и его последствия для смежных отраслей, рост потребности в импорте и, соответственно, в иностранной валюте и тому подобное.

Решить проблему незаконных рубок без усиления ответственности невозможно. Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Украины статьей 2011 и предусмотреть ответственность за перемещение через таможенную границу Украины вне таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля лесоматериалов необработанных (код 4403 УКТВЭД).

Но по данным государственной статистики, в 2017 году через таможенную границу лесоматериалы по коду 4403 не экспортировались, а ограничений в других товарных категориях не существует.

что же касается административной ответственности, то законопроектом № 5495 предлагается внести изменения в ст. 65: штрафы налагать не только за незаконную порубку, но и за перевозку, хранение и сбыт такой древесины, а также увеличить размер санкций для рядовых граждан - от 10 до 15 необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц - от 15 до 30 необлагаемых минимумов доходов граждан.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Но даже увеличенный размер санкций не соответствует масштабам ущерба. К тому же, как ни странно, для должностных лиц этот законопроект предлагает снизить ответственность, что является нарушением логики законопроекта. Внесение изменений в ст. 65 (дополнение положений относительно перевозки и хранения незаконно порубленных деревьев) фактически повторяет положения ст. 164 Нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности, что влечет за собой наложение штрафа от одной тысячи до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства, сырья и денег, полученных в результате совершения этого административного правонарушения, или без таковой. При таком дублировании уменьшаются возможные штрафы для должностных лиц в 67 раз.

Как при каких условиях система защиты леса от незаконных рубок может заработать? Административные штрафы надо существенно, в десятки раз, увеличить. Необходима, как и предлагается в законопроекте №5495 и уголовная ответственность: но не на таможенной границе, а на самом первом этапе. Браконьеров надо останавливать при попытках незаконной рубки леса. Принятый же законопроект достигает обратной цели - он делает поблажки для переработчиков незаконно вырубленного дерева снижая им штрафы. То есть принятие закона фактически будет способствовать незаконной вырубке и продаже древесины. По данным Всемирного банка в Украине купили древесины на миллион кубометров меньше чем продали пиломатериалов – то есть переработчики древесины системно покупают дерево без документов, дерево незаконно вырубленое и не несут за это никакой ответственности.

А главное - санкции в отношении браконьеров должны стать действенными, а не формальными как сейчас. Например, согласно статистическим данным Генеральной прокуратуры Украины было совершено 2001 преступление, предусмотренное статьей 246 УК. Однако только по 177 (8,8%) вручено подозрение, 164 (8,1%) передано в суд с обвинительным актом. Что является причиной "неэффективности"? Не норма законодательства, а пассивность и неспособность правоохранительных органов в борьбе с соответствующими правонарушениями. Поэтому простое усиление санкций не может дать позитивных результатов.

Ни один законопроект по лесу не заработает пока в законодательстве не будет сформирован единый подход к определению понятий "лесоматериалов необработанных", "пиломатериалов", "лесоматериалов круглых" и т.п., которые могут подпадать под применение кода УКТ ВЭД 4403. Пока существует разница в Налоговом кодексе, государственных стандартах и ​​подзаконных актах, в некоторых случаях и объясняющая факты, когда деловую древесину продают как "дрова".

Еще один насущный вопрос - необходимо ввести наконец электронный учет леса. Стоит разработка и запуск такого предохранителя - несколько миллионов гривен, не более 0,1% от стоимости продукции. Но в решении этого вопроса, опять же, нет общей позиции профильных ведомств.

Все лесоматериалы - для нужд ли внутреннего рынка или на экспорт - должны реализовываться через аукционы. Но сегодня приказ Государственного комитета лесного хозяйства Украины "Об усовершенствовании механизмов продажи необработанной древесины" от 19.02.2007 № 42 (на основании которого осуществляется реализация необработанной древесины) признан незаконным и недействительным Решением Окружного административного суда города Киева по делу № 826/18026/17. В государстве создан правовой вакуум по регулированию вопроса продажи необработанной древесины и контроля за ее реализацией. Нужны новые законодательно закрепленные правила внутренней торговли, с прозрачными нормами доступа ко всем категориям лесопользователей к различным видам древесины. Если бизнесмен хочет купить древесину, он должен понимать, какие шаги надо сделать, какие документы подготовить. Такие аукционы могут быть организованы на разных площадках, главное - неизменные и понятные рынку правила.

Рынок ждет именно открытости всей информации: по объемам рубки, по планам и правилам продажи на аукционах. Мы анализировали практику государств, успешно защищающих свои леса - Китай, Индия, Финляндия. Все они системно регулируют доступ к ресурсу. Такие методы защищают внутреннего производителя и создают условия для прихода крупных инвестиций. Именно такой подход и мы предлагаем.

Мнения, высказанные в этой публикации отражают исключительно точку зрения автора и не обязательно совпадают с позицией институтов, поддерживающих BRDO.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X