Налоговая амнистия: что это и почему не вовремя

17 октября 2019, 08:30

Существуют предпосылки того, что специальное декларирование может стать лишь пустой «красивой оберткой» вместо глубокой налоговой реформы, которая в Украине уже перезрела

Кратко обозначим, что именно закрепляет законопроект о налоговой амнистии. Следовательно, для физических лиц, уклонившихся от налоговых обязательств до 1 января 2020 года, вводится режим специального декларирования. Он предусматривает: уплату 5% налога от ранее скрытой прибыли денежной форме, валютные ценности, движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги, паи в имуществе юрлиц, имущественные права на объекты) — если декларант размещает средства в украинском банке; 10% — для всех имущественных прав и при декларировании вне банковской системы; и 2,5% — если физлицо на ранее необлагаемые средства приобретет облигации внутреннего госзайма (ОВГЗ). В то же время, нарушители налогового законодательства освобождаются от любой ответственности за неуплату налогов.

Видео дня

Мотивы идеологов налоговой амнистии — увеличение доходной части бюджета, облегчение для налогоплательщиков хозяйственной деятельности, возможность для них начать собственную налоговую историю «с нуля», и, наконец, — возвращение капитала, ранее выведенного в оффшоры отечественным (прежде всего, олигархическим) бизнесом. Все это звучит красиво. Однако, действительно ли будет достигнут тот чудодейственный экономический эффект, на который так надеются нынешние реформаторы?

На предмет этого существуют огромные сомнения, и вот почему:

Во-первых, это — главное) налоговая амнистия полностью не сработает в государстве с очень высоким уровнем коррупции и крайне низким доверием граждан к государственным, и в первую очередь — фискальным органам. Особенно — в государстве с нереформированной судебной системой, с незащищенной частной собственностью и процветающим рейдерством; с неистребимой налоговой милицией и фискальной отчетностью, напоминающей «китайскую грамоту». Следовательно, есть ли гарантия для предпринимателей, которые согласятся «засветиться», что завтра государство не зажмет их в своих цепких объятиях и не обдерет до копейки?

Во-вторых, есть смысл внедрять налоговую амнистию при действующих фискальных условиях, при которых уклоняться от налогов — путем занижения прибыли, с помощью конвертационных центров, вывода средств в офшоры и др. — гораздо более выгодно, чем честно платить налоги? Когда работает еще «азаровский» налоговый кодекс. И, например, многие предприниматели согласятся на детенизацию с помощью спецдеклараций — при огромной нагрузке на зарплатный фонд, повсеместной практике блокирования фискалами налоговых накладных, «свежем» принуждении к установлению кассовых аппаратов малым и средним бизнесом и внедрении «института доносов» со стороны клиентов и другое?

В-третьих, существует вероятность того, что налоговая амнистия так и не затронет оффшорные капиталы (по приблизительным оценкам, их — около $170 млрд). Дело в том, что в таких юрисдикциях эти деньги надежно защищены как юридически, так и банковской тайной. Может ли наше государство в его нынешнем состоянии надежно гарантировать сохранение капиталов? Вопрос риторический. Тем более, что условием налоговой амнистии под 5% является вложение заявленных средств в украинский банк. Опять же, есть ли гарантия того, что украинская банковская система не перейдет в зону высокой турбулентности, особенно — на фоне тревожных тенденций в мировой экономике? С другой стороны, существует огромный риск того, что налоговое прощение сделает возможным массовое амнистирование капитала и состояния чиновников, нажитых коррупционным путем — для этого они могут переписать имущество на родственников или вообще уволиться с госслужбы (для налоговой будет довольно сложно подтвердить дату получения денежных доходов).

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

В-четвертых, после налоговой амнистии власти планируют ввести общеобязательное декларирование доходов и расходов, оно коснется и всех рядовых украинцев. И это — при катастрофически низком уровне финансовой грамотности. Не секрет, что данный механизм налоговики всегда рассматривали как механизм взимания дополнительных налогов. Вполне вероятно, что нынешние властители будут проверять правдивость деклараций с помощью т. н. косвенных методов определения налоговых обязательств. Данные о расходах гражданина фискалы могут черпать из самых разнообразных источников — от ритейловых сетей, туристических фирм, частных клиник и даже от соседей, дворников). Скатится ли в таком случае Украина в полицейско-фискальное государство?

И, в-пятых, если налоговая амнистия окажется неудачной, тогда власть, вероятно, примется ее повторять. Впрочем, чем чаще применяется такой инструмент, тем больше это подрывает доверие к государству и еще больше углубляет тенизацию экономики. Тем более, что уже существует негативный опыт других стран, где проводилась налоговая амнистия. Так, в Германии, где налоговая амнистия проводилась в 2004—2005 гг. с целью ликвидации дефицита госбюджета, результат оказался довольно сомнительным: пополнение казны на 1,1 млрд евро при ожидаемых 5 млрд. Негативным примером также служит Бельгия (2004 г.), где налоговая амнистия была направлена на возвращение в страну выведенных капиталов (по ставке налогообложения 6−9%). Ожидания также не оправдались: в казну страны поступило всего около 1 млрд евро, или 6% от запланированной суммы.

Вероятный фальстарт спецдеклараций: какие шаги взамен?

Итак, поспешное внедрение налоговой амнистии выглядит крайне нерациональным, а иногда и вредным. Поэтому, на мой взгляд, для успешного применения налоговой амнистии в будущем, прежде всего, необходимо:

 — провести системную налоговую реформу, приняв новый Налоговый кодекс, который бы идеологически и инструментально был направлен на создание благоприятных условий для ведения предпринимательства, стимулирование инвестиционного и бизнес-климата, максимальное упрощение администрирования налогов и отчетности, тотальный перевод коммуникации предпринимателей с налоговыми органами в цифровой формат. Экономическая и налоговая идеология должны основываться на тезисе — «минимум государства». Если же брать амнистию саму по себе как акцию, вырванную из контекста системных действий, то она не даст никакого эффекта;

 — реформировать ДФС, изменив ее главную функцию с фискальной в сервисную. В то же время — ликвидировать налоговую полицию, которая продолжает «кошмарить» бизнес, и забрать полномочия по расследованию экономических преступлений у других силовых органов, создав службу финансовых расследований;

Чтобы собрать больше налогов в бюджет, их необходимо прежде всего снизить

 — отменить краеугольные причины роста детенизации экономики, а именно — сверхвысокий уровень фискальной нагрузки на предпринимательские структуры. Пока что требуется разумное уменьшение давления на фонды заработной платы в виде ЕСВ и подоходного налога. Вообще, чтобы собрать больше налогов в бюджет, их необходимо прежде всего снизить. Ведь, даже в соседней Беларуси с ее автократичным правлением принята плоская 13-процентная шкала налога на прибыль. Следовательно, нужно создать такую систему, при которой заплатить налоги станет намного более выгодно, чем прятать их в «тень». И только после глубокой налоговой реформы можно вводить всеобщее декларирование, но без «косвенных» фискальных методов в отношении рядовых граждан;

искоренить причины, которые позволили и позволяют капиталам «бежать» из страны. Затем — создать максимально благоприятные для ведения бизнеса в Украине и для эффективных долгосрочных инвестиций. Реальная судебная реформа, а не только на словах, защита прав кредиторов и инвесторов — это основные направления, которые помогут реализации стратегии деофшоризации в нашем государстве. И только после этого имеет смысл перенять опыт США, где уже несколько лет действует закон о налогообложении иностранных счетов (FATCA — Foreign Account Tax Compliance Act), главная цель которого — препятствовать уклонению от уплаты налогов американских граждан, работающих и проживающих на территории других государств;

— ввести масштабные, постоянно действующие информационные и образовательные кампании для населения, которые объясняли бы суть налоговых изменений, особенности использования налогов в украинской бюджетной системе, повышали бы финансовую и налоговую грамотность. Возможно, со временем, целесообразно было бы позаимствовать действующий американский опыт, при котором граждане самостоятельно выплачивают налоги в бюджет и это в разы повышает уровень их экономической ответственности.

Показать ещё новости
Радіо NV
X