Почему нельзя отменить НДС?

13 февраля 2019, 21:00

В последнее время в профессиональных дискуссиях снова звучат предложения замены НДС налогом с оборота и отмены первого события для начисления налоговых обязательств по НДС

И это уже традиция – только выборы объявляются в стране, сразу ощущается дефицит идей и стремительное желание провести налоговую реформу. Итак, тема актуальная, хотя и не новая, тем не менее стоит разобраться в деталях.

Видео дня

Юридическим языком аргументы о невозможности отказаться от НДС звучат коротко:

1. Статьей 114 Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС предусмотрена адаптация действующего законодательства Украины к законодательству Европейского Союза.

2. Украина обязуется постепенно приблизить свое законодательство по НДС с законодательством ЕС – Директивы ЕС «О совместной системе НДС" в течение пяти лет с даты вступления в силу Соглашения, то есть до 2022 года.

По моему убеждению, экономические аргументы выглядят более интересными.

По данным отчета ОЭСР "Налоги на потребление. Тенденции 2018":

1. Распространение НДС было одним из важнейших событий в сфере налогообложения за последние полвека. В конце 1960-х годов применение НДС было ограничено менее чем 10 странами, а сегодня – является важным источником доходов в 168 странах мира. В настоящее время НДС функционирует в 35 из 36 стран ОЭСР, Соединенные Штаты являются единственной страной ОЭСР, которая не приняла НДС.

2. Стандартная ставка НДС в странах ОЭСР достигла рекордного уровня в 2015 году – в среднем 19,3% и с тех пор остается стабильным показателем. Десять стран ОЭСР имеют стандартную ставку НДС выше 22%, против только четырех в 2008 году. Средняя ставка НДС в странах, являющихся членами Европейского Союза, составляет 21,8%.

3. Доходы от НДС сохраняются на высоком уровне в странах ОЭСР – на уровне 6,8% ВВП и составляют в среднем 20,2% общих налоговых поступлений (кроме США, не имеют системы НДС).

4. По данным отчета ОЭСР "Статистика доходов: 1965-2017", НДС является третьим бюджетообразующим налогом после ЕСВ (27,2% общих налоговых поступлений) и НДФЛ (23,8% соответственно).

Как видим, история и статистика говорят о важности и эффективности НДС в структуре государственных доходов. В свою очередь, мировые тренды в области налогообложения подтверждают динамику роста косвенных налогов, где НДС играет ключевую роль.

В качестве альтернативы некоторые эксперты предлагают ввести налог с оборота или с продаж (retail sales tax) – это тоже налог на общее потребление, однако взимается он только один раз на товары в последнем пункте продажи конечному пользователю. То есть только конечные потребители платят этот налог, посреднические компании освобождаются от уплаты в случае, если они не являются конечными пользователями продукции. Подтверждением этого должен быть "сертификат на перепродажу".

Теоретически, конечные результаты НДС и налога с оборота должны быть одинаковыми: оба они в конечном итоге направлены на налогообложение конечного потребления. Однако, на практике конечный результат несколько иной, учитывая принципиальную разницу в способе взимания налога.

Как говорится в отчете ОЭСР "Налоги на потребление. Тенденции 2018": "Налог с оборота имеет существенные недостатки: чем выше ставка, тем больше давление на наиболее слабое звено цепи – розничную торговлю, особенно для многочисленных мелких розничных торговцев; весь доход подвергается риску, если розничный продавец не в состоянии перечислить налог; существуют неизбежные неприятные «исключения для конечного использования»; и доход не обеспечен на простом этапе, то есть на момент импорта, и это может иметь решающее значение для многих развивающихся стран".

Таким образом, отказ от НДС с юридической и экономической точек зрения не является целесообразной для Украины.

Другие вопросы налогообложения НДС (первое событие, объекты налогообложения) лежат в плоскости понимания самой Директивы Совета ЕС.

Еще одно часто дискуссионный вопрос – почему нельзя отказаться от первого события начисления НДС?

  1. Основное правило Директивы – НДС начисляется тогда, когда товары или услуги были поставлены: "Факт возникновения налогового обязательства имеет место, а налоговое обязательство по НДС возникает тогда, когда происходит поставка товаров или услуг".
  2. Для операций поставки товаров и услуг, предусматривающих предварительную полную или частичную оплату, предусмотрено специальное правило – НДС взимается при получении платежа. Сумма, подлежащая налогообложению в таком случае, сумма такой предоплаты.

"Если платеж должен быть осуществлен на счет до поставки товаров или услуг, то налоговое обязательство по НДС возникает после поступления платежа на полученную сумму".

Итак, не хотите применять правило первого события (поставка или оплата), откажитесь от предоплаты и начисляйте НДС по дате поставки товаров или услуг. Кстати, в странах ЕС инвойс выставляется по факту поставки товаров или услуг, а у нас - для осуществления предоплаты. Украинскому бизнесу крайне не хватает ликвидности и доступа к дешевым финансовым ресурсам.

Несколько слов о налогообложении роялти.

Согласно Налоговому кодексу Украины, не являются объектом налогообложения НДС операции по выплате роялти в денежной форме. В то же время, согласно Директиве Совета ЕС предоставление авторских прав, патентов, лицензий знаков для товаров и услуг, и подобных прав – является объектом НДС и такие операции облагаются налогом по правилам налогообложения услуг. Это правило должно быть изменено до 2022 года.

Будьте в курсе.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X