Почему неэффективно наказывать сотрудников

8 февраля 2018, 08:00
Цей матеріал також доступний українською

Принято считать, что система мотивации в компании должна состоять из штрафов и бонусов. К сожалению, некоторые до бонусов даже не доходят.

Создают систему штрафов, а поощрения откладывают "до лучших времен". Но практика показывает, что лучше как раз отказаться от штрафов, а бонусы тщательно прорабатывать. Расскажу, чем полезно такое решение и как оно работает у нас.

Видео дня

"Мотивация от" и "мотивация к"

Начну с того, чем система бонусов лучше системы штрафов. Есть два типа мотивации: желание быть лучше и желание быть не хуже. Их еще называют "мотивация к" и "мотивация от". "Мотивация к" ведет человека вперед. Он думает о том, что выиграет, приобретет, чего достигнет. Этот тип стремления сфокусирован на целях. "Мотивация от" — противоположное понятие: внимание приковано к тому, что не нравится и чего хочется избежать. В жизни людей преобладает именно второй вариант, но как раз он редко приводит к выдающимся результатам.

Штраф — это "мотивация от". Сотрудник стремится избежать наказания, а не достичь целей. Поэтому мы решили не использовать систему штрафов, у нас их никогда не было. Вместо этого, лучше заниматься системой бонусов. Да, бонус еще нужно заработать, но каждый участник команды должен получать свою базовую зарплату при любых условиях. Урезать ее — табу.

Коротко скажу о том, какими должны быть бонусы. Здесь есть три принципа. Первый: бонус должен быть достижимым. Второй: он должен быть достаточно крупным, чтобы мотивировать. У нас бывают ситуации, когда сотрудники удваивают свою зарплату за счет бонусов. Третий принцип: бонусы должны быть привязаны к четким KPI, которые определяются бизнес-целями.

Ответственность за ошибки

Вернемся к ошибкам и ответственности за них. Конечно, промахи случаются, но поиск виновных не решает проблему. Мы придерживаемся мнения, что в ошибках команды почти всегда виноват высший менеджмент. Исходим из позиции, что сотрудники — умные, мотивированные профессионалы. Задача руководителя — создать им комфортные условия для работы и устранить препятствия.

Ошибки происходят по трем причинам. Первая причина: менеджер не смог правильно поставить задачу подчиненному, объяснить, чего от него ожидают. Вторая причина: менеджер не предоставил достаточно времени и необходимых ресурсов для решения задачи. Есть и третья причина, хотя мы с ней почти не сталкивались: исполнитель — не тот человек. Но и здесь виновен менеджер, ведь он несет ответственность за поручения, и только он виноват, что поставил задачу данному человеку или вообще нанял его.

У нас был случай, когда мы вносили изменения в CRM, работая в очень высоком темпе. В итоге одна из важных функций платформы перестала работать. До этого мы упростили процесс тестирования в погоне за скоростью разработки — и конкретно эту ошибку не выявили. Из-за неработающей в течение нескольких недель критической части функционала платформы (часть клиентов просто не могли разместить заказ) компания понесла убытки в несколько тысяч долларов. В цепочке было занято три команды, но никто не заметил, что клиенты не доходят до нужной точки. Ответственность взял на себя senior management. Никого не наказали, все причастные департаменты изучили кейс — и теперь знаем, как не повторить эту ошибку.

Как жить без штрафов

Наказывать не сложно, и всегда можно найти повод для штрафа. Другой вопрос — что это дает. Наказание сотрудника имеет нулевую эффективность. Компания не получает ничего, кроме обиженного человека, который в глубине души никогда не согласится со своим штрафом. Более того, в дальнейшем он будет стараться скрыть собственные ошибки.

Вместо поисков виновного, нужно использовать опыт и расти всей командой. Мы стараемся регулярно проводить "работу над ошибками" внутри команд и между ними: недоработки превращаются в case study, которые мы подробно разбираем. Исследуется конкретная ситуация, ее причины и пути разрешения, чтобы в будущем такое не случалось.

Ошибки — нормальная часть рабочего процесса, не нужно делать из них трагедию. Более того, мы получаем удовольствие от ошибок, это часть корпоративной культуры. Успех — состояние довольно скучное: сложно ответить себе на вопрос "что я делаю правильно?". Развиваться и учиться можно только на промахах, и любая проблема — это возможность для анализа и роста.

Критика vs. обратная связь

Кроме того, что сотрудника не стоит наказывать, нужно еще и избегать неэффективной критики. Лучше давать обратную связь, которая действительно будет растить человека, и впоследствии это принесет выгоду компании.

При обсуждении ошибок стоит проявлять деликатность. Такой разговор нужно "подсластить", отметив достижения, старания, прогресс. Секрет правильного фидбека — в том, чтобы не сказать "ты плохой специалист", а дать понять, что действия в конкретной ситуации оказались неверными. Это как с детьми: нельзя говорить ребенку "ты глупый двоечник", гораздо лучше — "у тебя плохая оценка по этому предмету, давай ее исправим".

И даже в такой форме неправильно обсуждать ситуацию при всех. Конкретные ситуации обсуждаются one-on-one с руководителем. А дальше, если человек готов, он сам или вместе с менеджером выносит эту ситуацию на всеобщее обсуждение — чтобы и коллеги научились на этой ошибке.

Почему штрафы портят менеджеров

Мы считаем, что наказывать подчиненных — просто нечестно. Всегда проще указывать на ошибки того, кто ниже по рангу. Менеджер изначально обладает большими полномочиями, чем те, кем он управляет. Если дать руководителям возможность "карать" нижестоящих сотрудников, человек может заиграться во власть. А нужно, чтобы он развивал в себе ответственность.

Хороший менеджер строит процесс так, чтобы сотрудники не ошибались. Проблемы возникают именно из-за процесса, а не из-за человека. Критиковать и улучшать нужно систему, а люди будут расти сами. Конечно, при условии, что менеджеры помогают им самосовершенствоваться.

В здоровой рабочей среде нет места наказаниям. Если вместо критики, штрафов и прочей бесполезной суеты будет совместная работа над ошибками, анализ и синтез выводов, в результате выиграют все.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X