Почему деревообрабатывающая отрасль нуждается в поддержке
Он упомянул о том, что темпы развития отрасли не соответствуют требованиям времени. В этом контексте президент также отметил необходимость проанализировать эффективность действия моратория на вывоз леса-кругляка, учитывая то, что с прекращением вывоза леса не произошло резкого роста загрузки украинских деревообрабатывающих предприятий.
Комитет деревообрабатывающей и мебельной отрасли Европейской Бизнес Ассоциации приветствует четкую и прогрессивную позицию президента о поддержке отечественной деревообработки, но, по мнению компаний-членов комитета, мораторий на экспорт необработанных лесоматериалов еще слишком рано оценивать.
Введенный осенью 2015 года, мораторий в полной мере заработал (распространился на все породы леса-кругляка) только с 1 января 2017 года. А значит, прошло недостаточно времени для справедливой оценки его эффекта.
При этом уже сейчас можно увидеть определенные положительные сдвиги: по информации представителей отрасли, уже вложено более 100 миллионов евро инвестиций в создание новых и расширение существующих производств. Известно, что большинство новых производств находятся на завершающих этапах пуско-наладки.
Таких инвестиций могло быть и больше, если бы, начиная практически с первого дня введения моратория на разных уровнях власти не заявляли с определенной регулярностью о необходимости его отмены. Учитывая это, некоторые инвесторы, даже имея подготовленные площадки, не строят предприятия, в ожидании, что мораторий вот-вот отменят.
Так, мораторий является дискуссионным вопросом и имеет как своих сторонников, так и тех, кто выступает за его снятие. Весомый аргумент последних – введение моратория было и остается конфликтным по отношению к обязательствам, взятым Украиной в рамках международных соглашений.
При этом введение моратория за последнее время было едва ли не единственным шагом, направленным на решение проблемы с незаконными рубками древесины и обеспечение сырьем отечественных производителей, переориентацию экспорта из древесного сырья на продукцию с высокой добавочной стоимостью. Хотя европейские страны используют более рыночные инструменты для защиты и стимулирования развития своих внутренних рынков.
Однако на данный момент, несмотря на действие моратория, имеют место многочисленные жалобы со стороны деревообработчиков на недостаток ресурса.
Так, сегодня государственные лесохозяйственные предприятия значительно уменьшили рубки соснового пиловочника, что повлекло за собой дефицит сырья для украинских лесопильных производств. Остро ощущается дефицит фанерного сырья (береза, ольха), фанерные предприятия простаивают или работают в половину мощности. Из-за недостатка вагонов даже плитные производства не обеспечены сырьем для нормальной работы. Кроме того, экспорт деловой древесины не прекратился, а активно ведется под видом других лесоматериалов, например, топливных дров, на которые не распространяется действие моратория.

Усугубляет ситуацию отсутствие информации о планах лесхозов по рубкам, внедренная недавно неудобная система электронных торгов древесиной делает покупку сырья на аукционах технически сложной и часто невозможной.
Очевидно, мораторий самостоятельно не может решить все проблемы деревообрабатывающей отрасли. Ведь существуют аспекты, которые находятся за пределами его влияния.
При отсутствии стабильного доступа к сырьевой базе любая деятельность предприятий невозможна, несмотря на действие моратория. Сырьевое обеспечение национальных деревообрабатывающих предприятий остается основным фактором, определяющим их бесперебойную работу. В случае отсутствия поставок сырья отечественными лесными хозяйствами в полном объеме деревообрабатывающая отрасль Украины переживает стагнацию и постепенно теряет какие-либо шансы на привлечение новых инвестиций.
Почему же так произошло? Очевидно, одной из главных причин является отсутствие у государства стратегического видения как развития лесного хозяйства, так и деревообрабатывающей промышленности, а также постоянные попытки получить максимальный эффект в краткосрочной перспективе от продажи древесины.
Кроме того, упомянутые отрасли тесно связаны и взаимозависимы. Поэтому планировать развитие и оценивать их эффективность необходимо в комплексе, не ограничиваясь исключительно объемами заготовки и объемами продажи древесины. Надо понимать, какой именно лес и с какой целью (для кого) мы сажаем и выращиваем. С пониманием этого придет и развитие как деревообрабатывающей промышленности, так лесной отрасли в целом.
При наличии у деревообрабатывающих предприятий необходимой им древесины в достаточных объемах они будут вести нормальную работу, создавать новые рабочие места, платить налоги в бюджеты всех уровней и привлекать инвестиции в отрасль.
В связи с этим, чрезвычайно важным является разработка и принятие государственной стратегии развития лесопромышленного комплекса, которая в том числе должна быть направлена на рациональное и эффективное использование древесины (прежде всего, дефицитной), учитывать фактические объективные потребности рынка в сырье и интересы производителей.
Это даст возможность государству делать ставки на производство конкретной продукции, необходимой на внутреннем и мировом рынках. А также обеспечит стабильный доход от данной деятельности для предприятий и положительный социально-экономический эффект для государства в целом.