Какие открытые данные срочно нужны украинскому бизнесу

26 декабря 2019, 14:30

Министр цифровой трансформации поставил амбициозную цель: в течение последующих 3 лет Украина должна войти в ТОП-3 государств по уровню прозрачности. С чего начать?

Украина медленно, с препятствиями и остановками, но все же движется к открытости данных и возможности эффективно ими пользоваться. Министр цифровой трансформации поставил амбициозную цель: в течение последующих 3 лет Украина должна войти в ТОП-3 государств по уровню прозрачности. Сейчас за нами лишь 17-е место. Поэтому есть целый ряд приоритетных изменений, которые позволили бы создать новые технологические инструменты для бизнеса и населения, сделать большой шаг вперед в преодолении коррупции и улучшить инвестиционную привлекательность страны.

Видео дня

Прежде чем выстраивать новые технологии на базе open data, нужно чтобы самих данных было достаточно и они были надлежащего качества.

Специалисты компании YouControl вместе с экспертами рынка определили наборы данных, которые в первую очередь должны стать общедоступными. Эти предложения уже поданы для рассмотрения в различные ведомства. Среди них Минюст, Министерство цифровой трансформации, Общественный совет при Госагентстве по электронному управлению, комитеты Верховной Рады, а также в бизнес-ассоциации. А отдельные примеры того, какие данные Украине крайне необходимы, — ниже.

Шорт-лист открытости: данные и для чего нужны

Финотчетность предприятий. Ее открытие еще является дискутивним вопросом. Однако Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины „О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине“ относительно усовершенствования некоторых положений» № 2164-VIII вносит в него ясность. Согласно ему, финотчетность компаний — это не тайная, конфиденциальная или информация с ограниченным доступом. Соответственно — она открытая. Но тут появляется другая проблема. Где искать эти сведения?

В определенные компании придется обращаться с запросом на получение финотчетности, часть —обязана публиковать ее у себя на сайте, которого может вообще не существовать. И единственного места, какого-то реестра, где эти данные консолидируются, излагаются в удобном формате и регулярно обновляются, — пока не существует. Поэтому эту проблему следует решить как можно быстрее и заняться этим должен Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере статистики (т.е. по сути — Госстат).

Зачем кому-либо вообще владеть этой информацией? Во-первых, на уровне ведения бизнеса важно знать, с каким контрагентом компания имеет дело. И финансовые результаты красноречиво могут рассказать о многих вещах в работе предприятия. Эти сведения также могут помочь проверить потенциального работодателя — насколько он успешно работает и есть ли смысл принимать его предложение, а также проанализировать его динамику роста.

Во-вторых, на государственном уровне доступность таких данных позволит повысить бизнес-активность, положительно повлиять на инвестиционную привлекательность государства и способствовать созданию рынка информационных услуг. Кстати, похожий глобальный эффект будет иметь и открытие уставов компаний.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Уставы предприятий. Работа на рынке станет более прозрачной и простой посредством понимания, на каких принципах, с какой целью и ценностями работает компания, какие полномочия и ограничения имеет ее директор или органы. Да, все это, кроме положительного общеэкономического эффекта, станет возможным при открытии уставов. Пока ни одна компания не обязана публиковать эту информацию.

Эксперты убеждены: основополагающие документы компании должны быть раскрыты для того, чтобы не оставалось сомнений относительно потенциального партнера, клиента или поставщика. И вообще доступность к уставам, как и к финотчетности, помогут гармонизировать украинское законодательство с более прогрессивным европейским.

Единый реестр досудебных расследований. Сейчас этот реестр является полностью закрытым и получить доступ к информации, в нем содержащейся, невозможно. И полного открытия его никто не инициирует. Сейчас есть потребность в доступе только к закрытым делам. Для чего это нужно? Главный аргумент заключается в том, что это поможет восстановить репутацию компаний.

Это нужно, например, если к ним пытаются «прицепить» фейковые дела. Или в другой ситуации, когда появляются определенные судебные документы (например, решение об обыске), которые являются доказательством того, что определенное производство против предприятия существует. При этом финальную точку суд не поставил, а передал дело другому ведомству, которое его и закрыло. А в информационном пространстве остается хаос. Известно лишь, что расследование было, а его финал — за завесой темноты ли оно прекращено, или все еще продолжается и компания потенциально опасна для сотрудничества. Поэтому, чтобы предприятия могли доказать свою надежность и непричастность к открытым производствам, реестр должен эти сведения сделать доступными.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X