Власть стремится полностью отменить правки Лозового. Почему это опасно для каждого?
В начале года в Верховную Раду внесены четыре законопроекта с целью окончательно отменить «правки Лозового». Проекты планировали внести на рассмотрение в январе, однако депутаты провалили голосование и отложили этот вопрос до февраля.
Потребность в принятии этих изменений объясняют борьбой с коррупцией и требованиями международных партнеров. Однако эксперты говорят, что это — попытка обезопасить правоохранителей от ответственности за «слитые» дела и одновременно создать дополнительное давление на подозреваемых. Давайте разбираться.
Что такое «правки Лозового» сейчас
- Четкие сроки досудебного расследования для подозреваемых: если человека задержали, взяли под стражу и арестовали его имущество, у следствия есть максимум 12 месяцев, чтобы передать дело в суд или закрыть его.
- Судебный контроль: судья в пределах этого срока проверяет, действительно ли следователи работают над делом, а не продлевают сроки расследования, чтобы просто бездейственно держать человека в СИЗО, без всякого прогресса.
- Последствия нарушения сроков: если обвинение затягивает или игнорирует сроки досудебного расследования, суд после направления дела с обвинительным актом, сразу на первом заседании закрывает такое дело. Человек не должен годами ждать, пока следствие безосновательно затягивает время.
Что именно не нравится правоохранителям
В конце 2023 года часть «правок Лозового» уже отменили (закон3509-IX). В частности, полиция, СБУ, ГБР и Бюро экономической безопасности, которых неоднократно замечали в случаях давления на бизнес и предпринимателей, получили право расследовать любые преступления без официального сообщения о подозрении и фактически без каких-либо срочных ограничений. Но даже этих изменений оказалось недостаточно: правоохранители стремятся устранить и другие предохранители, чтобы можно было беспрепятственно «держать» дела годами без рассмотрения.
Особое недовольство вызывает у них пункт, позволяющий суду закрывать дело сразу на первом заседании из-за нарушения сроков досудебного расследования. Это лишает правоохранителей возможности использовать затягивание следствия как инструмент давления: без этого невозможно шантажировать подозреваемых, чтобы те либо согласились на «договоренности» на этапе досудебного следствия, либо годами были вынуждены посещать заседания суда, перегруженного другими делами
Какова цель новых законопроектов
- Избежать ответственности за проваленные дела: сейчас дела, в которых досудебное расследование проведено недобросовестно или с нарушением сроков, быстро закрывают в суде. Это позволяет сразу увидеть халатность или предвзятость правоохранителей и потенциально использовать это для дисциплинарных наказаний. Если эту норму отменят, без обязанности суда закрывать подобные дела, недобросовестных правоохранителей не смогут наказать.
- Затянуть судебные процессы на 10−15 лет: обвиняемые будут вынуждены тратить значительные ресурсы и средства на длительную судебную волокиту. Только через много лет дело могут закрыть, но тогда уже будет сложно вспомнить, кто и почему нарушил процедуру расследования. Общественный интерес к таким делам исчезнет, а о виновных в процессуальных нарушениях все забудут.
- Прикрытие борьбой с коррупцией: авторы новых законопроектов объясняют необходимость отмены «правок Лозового» требованиями МВФ и риском, что Украина потеряет финансирование. Однако это выглядит как удобный повод для отмены контроля за сроками расследований, что может наоборот снизить прозрачность системы.
Последствия отмены «правок Лозового» для каждого
- Расследование и судебное следствие могут затягиваться на неопределенный срок: без четко установленных законом сроков человек годами будет оставаться в статусе подозреваемого или обвиняемого, а его имущество — под арестом.
- Перегрузка судов «бесперспективными» делами: судьям придется рассматривать даже те дела, где с первого заседания очевидно, что правоохранители нарушили сроки расследования. После этого сроки рассмотрения продолжат затягиваться из-за апелляций и кассаций от прокуратуры. Все это время обвиняемых будут «истощать правосудием», лишая их ресурсов для защиты.
- Отсутствие персональной ответственности правоохранителей: когда дела «разваливаются» из-за предвзятого или непрофессионального расследования, следователи и прокуроры избегают какой-либо ответственности. Часто на тот момент они уже покидают свои должности, и привлечь их к ответственности становится невозможным.
Почему «правки Лозового» стоит сохранить
- Защита граждан от произвола: установленные четкие сроки и судебный контроль гарантируют, что человек не будет находиться под стражей годами без достаточных доказательств.
- Побуждение к качественному расследованию: следователи и прокуроры вынуждены работать быстрее и эффективнее, ведь нарушение сроков будет означать закрытие дела.
- Прозрачность процесса: общественность имеет возможность убедиться, что государство не может безнаказанно держать человека под стражей без обоснованной доказательной базы.
Заключение
Отмена «правок Лозового» противоречит принципам правового государства, ведь лишает граждан действенной защиты от неоправданно затянутых расследований. Закон должен служить людям, а не покрывать служебную халатность и злоупотребления. Борьба с коррупцией важна, но она не должна осуществляться за счет прав и свобод граждан и без привлечения работников правоохранительных органов к ответственности.
Сохранение «правок Лозового» — это не только требование к прозрачному и своевременному следствию, но и гарантия защиты от произвола и безнаказанности. Не стоит вводить в заблуждение международных партнеров и собственное общество: четкие сроки и контроль обеспечивают честность и справедливость в правовой системе.