Одесская таможня: быть ли улучшению

20 сентября 2018, 09:05

Эффективная работа таможни - залог привлечения инвестиций в Украину и один из главных факторов формирования доверия между бизнесом и властью. Бизнес заинтересован, чтобы это сотрудничество было не только качественным, но и прозрачным, а "правила игры" - понятными.

В противном случае это влечет за собой финансовые и имиджевые потери для страны.

Южный регион является одним из важных "окон" нашей страны. А таможня непосредственно для Одесской области всегда была одним из главных источников развития. Однако, время от времени работа Одесской таможни вызывает ряд вопросов со стороны бизнеса. Начиная с февраля 2018 года представители Ассоциации в Одессе активно отмечали проблемы, с которыми начали сталкиваться не только членские компании, но и предприниматели региона в целом. Основным вопросом долгое время оставалось искусственное создание электронной очереди таможенных деклараций и неэффективное применение таможенных деклараций в режимах ІМ40ЕЕ и ІМ40ДЕ относительно б/у автомобилей. Декларации могли быть без ответа о принятии или отказе в принятии к оформлению - порой даже сутками.

Видео дня

Также регулярно возникали технические проблемы аккредитации физических лиц (то есть, при создании информационной карты гражданина). В июне изменилась система подачи паспортных данных и заверенные надлежащим образом документы необходимо передавать инспектору таможни, который визирует документы и выпускает ТС. В связи с большим объемом работы, «карточки» создавались несколько дней из-за чего инспекторы таможни не могли завершать оформление и приходилось отзывать декларацию или ждать карточки отказа.

Кроме того, необоснованные формы таможенного контроля иногда случались в 100% случаев. Это приводило к значительным расходам для субъектов хозяйствования, поскольку таможенные органы не возмещают расходы на проведение контроля в случае установления нарушения таможенных правил. Существенное затягивание процедур таможенного оформления товаров, например, таможенное оформление легковых транспортных средств в зоне Одесской таможни, могло длиться до нескольких недель. Это значительно ухудшало ведение хозяйственной деятельности компаний, и, однозначно, не добавляло привлекательности Украины на международной арене.

Европейская Бизнес Ассоциация неоднократно обращалась к руководству Государственной фискальной службы Украины и других соответствующих органов с просьбой помочь в решении этих проблемных вопросов. В последнее время действительно больше внимания уделяется данной проблеме. Например, 10 сентября 2018 с рабочим визитом Одессу посетил премьер-министр Украины Владимир Гройсман. Он лично проверил таможенный пост "Специализированный" и экспресс-сервис "АвтоХАБ", провел соответствующее совещание с председателями таможен из разных регионов Украины и с участием представителей бизнес-ассоциации. Данная встреча является сверхважной в контексте проблем, существовавших на Одесской таможне. По словам представителей бизнеса, на сегодняшний день проблемы постепенно решаются.

Так, таможенные декларации оформляются в день представления. Минимизируются немотивированные отказы в принятии таможенных деклараций и затягивание таможенного оформления со стороны должностных лиц Одесской таможни ГФС. При подтверждении таможенной стоимости используются цены аукционов.

Внедрение форм контроля нетарифного регулирования по принципу "единого окна", сначала в тестовом, а затем и в обязательном режиме, выявило ранее скрытые факты полной зависимости импортеров и экспортеров от неэффективной, бюрократизированной и откровенно коррупционной работы контролирующих органов, задействованных в процессе таможенного оформления грузов. Южный офис Ассоциации также активно привлекался к предоставлению предложений по совершенствованию функционирования механизма «Единого окна» на таможне.

6 сентября 2018 Верховная Рада Украины поддержала в целом законопроект №7010 с учетом замечаний президента Украины. Согласно этому законопроекту, проверку всех разрешительных документов будут осуществлять должностные лица таможни, а проверку уровня радиоактивного загрязнения транспортных средств и грузов - Государственная пограничная служба Украины. Предоставление заключений санитарно-эпидемиологической экспертизы, как разрешительных документов, для импорта не пищевой продукции ликвидируется. Санитарно-эпидемиологический надзор будут проводить должностные лица соответствующей службы при реализации товаров на территории Украины (ранее надзор осуществлялся непосредственно на таможенной границе). Кроме того, будет установлен новый порядок взаимодействия контролирующих органов и временные ограничения - 4:00, на осуществление контрольных процедур. Весь документооборот между контролирующими органами будет проводиться исключительно в электронной форме с использованием цифровых подписей. Ведь основной принцип, который вводится: любые разрешительные документы, которые предоставляются для успешного завершения таможенного оформления, должны быть предоставлены в электронной форме, не сканированные копии бумажных документов, а именно электронные документы.

Есть ожидания, что оптимизация работы "единого окна" обеспечит качественную работу - поможет оптимизировать осуществление контрольных процедур при перемещении товаров через таможенную границу Украины, урегулировать все таможни процедуры в целом и способствовать повышению рейтинга Украины в рейтинге Doing Business.

По оценкам Европейской Бизнес Ассоциации, Государственный бюджет Украины ежегодно теряет из-за контрабанды и "серого" импорта миллиарды гривен налогов и таможенных платежей. В частности, по разным оценкам, в 2017 году бюджет Украины получил 70 млрд грн. Поэтому, для оптимизации ситуации на таможне правительством с 21 июня до 31 декабря 2018 года был введен экспериментальный проект по созданию условий для предотвращения уклонения от уплаты таможенных платежей. Действительно, сдвиги есть. Но, конечно, со стороны бизнеса возникают и некоторые опасения, а именно: дублирование таможенного контроля (например по инициативе полиции), задержки в таможенном оформлении (ожидания согласования его завершения с представителями полиции) и, тем самым, нарушение требований завершения таможенного оформления в течение 4:00 часов, постоянные корректировки таможенной стоимости (использование индикативов, минимальной стоимости за кг и т. д.). Однако, о результатах нововведения говорить рано. Мало практических кейсов по его применению.

Из нерешенного.

Остается вопрос разработки регуляторных актов. На КМУ возложена обязанность разработать и утвердить "меры официального контроля и исчерпывающий перечень товаров (с описанием и кодом УКТ ВЭД), которые, в случае ввоза на таможенную территорию Украины (в том числе с целью транзита), подлежат мерам официального контроля".

Надеемся, эти проекты нормативных актов уже на финальной стадии подготовки и будут приняты вовремя, и мы в наконец будем иметь качественные и эффективные процедуры на границе!

Показать ещё новости
Радіо НВ
X