Оборонные закупки: тайна за семью печатями

27 октября 2017, 13:08
На этой неделе ведущие медиа обнародовали новость о том, что Минэкономразвития предложило вывести из системы ProZorro закупки вооружения, военной техники и комплектующих

Закупки оружия в Украине и так являются засекреченными. А вот вывод из-под действия закона "О государственных закупках" комплектующих, в перечень которых может входить все: от двигателя до болтов или даже бумаги для принтера, – это решение показалось нам странным. По последней предварительной информации, в правительственном комитете эту правку отменили. Если это действительно так, то Независимый антикоррупционный комитет по вопросам обороны (НАКО) приветствует такое решение. Но, как говорится в известном анекдоте, ложечки нашлись, а неприятный осадок остался. Ведь правка не могла появиться сама.

Видео дня

К сожалению, мы наблюдаем неутешительные тенденции, касающиеся все большего засекречивания закупок в сфере обороны. И хотя уровень секретности расходов на оборону и так неприлично высокий, мы постоянно видим попытки скрыть от наших глаз еще большие объемы закупок. При этом на словах и в официальных государственных программах чиновники декларируют курс на открытость.

В Украине существует важный документ – Стратегический оборонный бюллетень. Он определяет вектор, куда движется оборонный сектор страны. Этот документ утвержден Указом президента. В нем сказано, что Государственный оборонный заказ (ГОЗ), в рамках которого происходят все закупки вооружения и военной техники, будет частично рассекречен. Сейчас этот заказ удовлетворяет некий "закрытый клуб" из более чем 100 компаний. Осуществляются ли закупки ДОЗ по конкурентным ценам, и как контролируется качество закупленного товара – неизвестно. Все засекречено.

Стратегическим оборонным бюллетенем требуется, чтобы Минэкономразвития и Минобороны до конца этого года подготовили изменения в законодательство, которые позволят закупать обычное вооружение путем публичных закупок. Также этим документом предусмотрено, что перечень засекреченного вооружения будет сокращен. Впрочем, на практике все происходит наоборот.

На прошлой неделе на парламентских слушаниях о состоянии выполнения Стратегического оборонного бюллетеня я пообщалась с первым заместителем министра обороны Иваном Руснаком. Отвечая на мой вопрос, он заявил, что в 2018 году оборонный бюджет будет увеличен с 64,4 млрд грн до 83,3 млрд, и тайные закупки составят 19,6%. Напомню, что в этом году засекреченная доля запланирована в размере 18%, а в прошлом году она составляла 14,5%.

Таким образом, должностные лица должны пересмотреть перечень вооружения и военной техники, закупки которых скрываются под грифом "секретно". Но доля секретных закупок, как ни странно, увеличивается.

Украинские чиновники в сфере обороны очень любят делать заявления, что страна неуклонно приближается к стандартам НАТО. Давайте говорить на языке простых фактов. Засекреченность оборонного бюджета такой страны как Германия составляет около 1%. Классический оборонный бюджет другой страны НАТО – США – составляет 160 страниц детализированных расходов. И это открытая информация, с которой каждый может ознакомиться. Зато оборонный бюджет Украины – это несколько строк недетализированных бюджетных программ. Большое количество товара закупается без контроля со стороны общества. И даже те товары, которые ничего не могут сказать внешнему врагу об обороноспособности.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Так, например, под грифом "секретно" осуществлялась закупка эвакуационного транспорта производства корпорации Богдан. Несмотря на режим секретности, общественности стали известны как стоимость, так и технические характеристики закупки. Данная "тайная" разработка была выставлена в центре столицы в качестве экспоната во время празднования Дня Независимости. Нам известно из интервью президента Петра Порошенко, что он продал эту корпорацию первому заместителю секретаря СНБО Олегу Гладковскому. Впрочем, мы не можем проверить, как осуществлялись закупки "скорых" для передовой, имел ли здесь место конфликт интересов, могли ли другие, менее приближенные к окружению президента производители поставить государству эвакуационный транспорт. Ведь эта закупка была засекречена. И таких примеров множество.

К счастью, данная правка в Закон "О государственных закупках" оказалась досадной ошибкой. Впрочем, мы видим постоянное стремление без всяких на то причин повысить секретность, и этот пример лишь подтверждает общую тенденцию.

Показать ещё новости
Радіо NV
X