О чем молчат топ-менеджеры

24 января, 20:06
1809
Цей матеріал також доступний українською

Дезинформация как способ корпоративного мошенничества

Текст написан в соавторстве с юристом Sayenko Kharenko Евгением Мирошниковым

В современной рыночной экономике и бизнесе успех зависит не только от умения создавать и продавать качественный продукт или услугу, но также и от умения сохранить и приумножить капитал. В условиях неэффективной контрольной среды всегда растут существующие риски мошенничества.

Эффективно выстроенная система финансово-экономической безопасности позволит превентивно выявить, устранить или минимизировать потенциальные угрозы корпоративного мошенничества.

Выбор формы системы внутреннего контроля зависит от организационной структуры организации, масштабов ее деятельности, отношения владельцев и руководства к контролю в целом. Одной из основных целей создания и функционирования системы контроля в организации является снижение риска владельца потери имущества, упущения экономической выгоды и банкротства хозяйствующего субъекта.

Один из способов корпоративного мошенничества – замалчивание и искажение данных, предоставленных топ-менеджментом владельцу бизнеса.

Причинами дезинформации часто бывают некомпетентность, собственная лень, небрежность и злоупотребление должностных лиц, которые непосредственно отчитываются владельцу и непосредственно влияют на принятие важных решений. А проявления дезинформации можно сгруппировать по должностям следующим образом.

Руководитель коммерческого департамента:

часто умалчивает, что размер якобы предлагаемых скидок завышен, а полученная прибыль занижена;

недоговаривает, что крупные контракты кроме высокой выручки несут высокие риски;

искусственно завышает расходы на командировочные и представительские расходы;

присваивает часть материального стимулирования покупателей;

умалчивает размер дебиторской задолженности;

молчит о переманивании клиентов к собственному или подконтрольному бизнесу.

Важным рычагом в противодействии дезинформации в этом секторе является осуществление службой безопасности контроля крупных дебиторов и осуществление периодических выборочных проверок крупных и подозрительных расходов.

Финансовый директор и главный бухгалтер:

умалчивает, что «законная» оптимизация налогообложения вовсе не законная;

скрывает свою некомпетентность в тех или иных рабочих вопросах, а, возможно, из нелояльности к компании утверждает, что действовать таким образом не стоит, поскольку это может привести к штрафам от налоговой или приводить другие надуманные причины;

завлекает компанию в высокорисковые операции, которые осуществляются без должного анализа и обработки последствий;

компания обслуживается в банках, которые платят откаты;

распоряжается средствами компании с личной выгодой, «прокручивает» или осуществляет их хищение, проводит махинации с заработной платой и тому подобное;

использует право подписи и доступ к печатям компании для формирования фиктивных документов;

вносит изменения в первичные документы, учетные регистры, периодические отчетные показатели, в финансовую отчетность.

Вообще вероятность умышленной дезинформации финансовым директором или бухгалтером будет мала, но, как и любое злоупотребление, она начинается с наличия возможности. Нужно понимать, что решающим аспектом в вопросах использования возможности недобросовестным сотрудником и дальнейшей невозможности доказывания дезинформации в финансовой сфере компании является наличие хаоса документооборота и отсутствие внутренних регламентов.

Причинами дезинформации часто бывают некомпетентность, собственная лень, небрежность

Руководитель департамента закупок:

часто указывает на безальтернативность поставщиков;

умалчивает приобретение ТМЦ не непосредственно от производителя, а через фирму-прокладку;

скрывает завышенные закупочные цены;

лукавит о договорных условиях: обязательная предоплата вместо отсрочки платежа, сроки выполнения заказов, отсутствие заложенных в стоимость бонусов (ретробонус, логистика, маркетинг, реклама, компенсация списания, возврата и т.п.), местоположение предоставления услуг (схема поставок) и другие условия по контракту;

умалчивает качество продукции, что поставляется, и которая не соответствует критериям, согласованным в договоре;

умалчивает необоснованный объем закупки товара (излишки);

скрывает последующее необоснованное изменение по спецификациям.

Возможно ли добиться правдивой информации о закупках? Да, конечно, но необходимо будет к руководителю департамента закупок добавить генерального директора как подписанта крупных контрактов. Также качественный эффект могут принести изучение и проверка крупных сделок на предмет корпоративных коррупционных и других внешних рисков. Это дело необходимо поручать сотрудникам службы безопасности компании или, в случае повышенного внимания и достоверности коррупционных рисков – внешним советникам по безопасности.

Руководитель производства:

настаивает на невозможности производить новую продукцию или существенно улучшить качество уже изготовленной;

завышает производственные затраты и себестоимость;

часто указывает на безальтернативность поставщиков;

скрывает реальную цену на составляющие компоненты;

умалчивает фиктивность предоставленных услуг/работы обслуживающими организациями;

использует производственные мощности для личной выгоды;

скрывает необоснованное списание продукции.

Так, для предотвращения фактов дезинформации по этому направлению необходимо внедрение жестких учета и контроля затрат, инициации внеплановых инвентаризаций производственных подразделений. Важно помнить, что предотвращение и противодействие злоупотреблениям и дезинформации в сфере производства является очень сложным для службы безопасности. Более качественно к этому могут подойти приглашенные внешние технические консультанты.

Главный инженер:

умалчивает фиктивность предоставленных услуг/работы обслуживающими организациями. В частности, навязываются ненужные услуги и периодичность их проведения;

часто указывает на безальтернативность поставщиков или эксклюзивность конкретного бренда техники и оборудования;

скрывает реальную стоимость услуг, техники и другого оборудования;

использует материально-техническое обеспечение в личных целях.

Так случилось, что на производственных предприятиях главный инженер становится и главным врагом руководителя производства. Именно это внутреннее корпоративное противодействие приводит к дезинформации и передергиванию объективных фактов, которые передаются на рассмотрение руководству.

Руководитель HR-департамента:

умалчивает, что отдельные претенденты на вакансии совсем не соответствуют требованиям и компетенциям, а принимают их на работу по протекции или за вознаграждение;

скрывает необъективные увольнения или сокращения штата сотрудников, поскольку имеет конфликт с руководителем того или иного департамента;

накручивает свои KPI за счет ненужных, не актуальных или даже вредных для психологической атмосферы в коллективе корпоративных тренингов.

Кадровая безопасность обязательно должна стоять на особом контроле у службы безопасности, поскольку кадровая политика, которая подвержена воздействию дезинформации и злонамеренной избирательности кадров, создает прямое негативное влияние на работу всей компании в разрезе бизнес-процессов и стратегической эффективности. Служба безопасности должна контролировать как простые прием на работу и увольнение персонала, так и сложные процессы токсичных увольнений, в рамках которых возможно привлечение внешних независимых специалистов. Кроме этого служба безопасности должна контролировать расходы бюджета HR-департамента, поскольку могут существовать факты систематического внедрения неэффективных и/или ценных для бюджета компании учебных программ и программ повышения квалификации кадров в аффилированных руководству HR-департамента организациях.

Руководитель IT-департамента:

вводит в заблуждение о необходимости списания техники;

часто указывает на безальтернативность поставщиков или эксклюзивность конкретного бренда техники или программного обеспечения;

умалчивает фиктивность предоставленных услуг/работы обслуживающими организациями;

скрывает несоответствие характеристик техники, оборудования и комплектующих поставляемых указанным в контракте.

Дезинформация со стороны IT-департамента тесно связана с работой всех подразделений компании, поскольку без компьютерной или оргтехники невозможны 99% бизнес-процессов. Как и для выявления дезинформации производственных подразделений, деятельность IT-департамента должна системно подлежать аудиту службой безопасности с привлечением соответствующих технических специалистов.

Важным аспектом корпоративного мошенничества, что оказывается в рамках аудитов и расследований и которому не уделяется достаточное превентивная внимание со стороны руководства компаний – это торговля влиянием. Обнаружение этого фактора на начальных этапах – достаточно сложное и индивидуальное дело. Торговлей влиянием обычно занимаются руководители, которые прошли через звенья внутреннего корпоративного развития и с намерением собственного обогащения или повышение авторитета навязывают именно те контакты, с которыми сами работали, и имели/имеют от этого партнерства определенное вознаграждение. Корпоративная торговля влиянием может осуществляться не только в пределах круга профессиональной специализации лица, также не исключается влияние и манипуляции в подконтрольных или смежных подразделениях компании или вообще в направлениях, далеких от инициатора манипуляции в профессиональном плане.

Наиболее действенным способом борьбы с корпоративным мошенничеством является сочетание профилактических мероприятий и мероприятий по выявлению, расследованию и предотвращению последствий фактов мошенничества. От традиционных служб внутреннего аудита, службы экономической безопасности, кодекса корпоративной этики для телефонов доверия, антикоррупционной экспертизы внутренних документов, тренингов и аттестации персонала по комплаенс-процедурам, внешнего аудита корпоративной безопасности. Несмотря на то, что внедрение и постоянное поддержание таких систем противодействия корпоративному мошенничеству требуют значительных ресурсных затрат, они дают существенный эффект для бизнеса компании в будущем.

Диалоги о бизнесе

23 мая, в Киеве, известные предприниматели Сергей Тигипко, Пётр Чернышов, Игорь Смелянский и Дмитрий Шимкив станут спикерами лекции НВ «Диалоги о бизнесе: как преуспеть в эпоху перемен».

Записаться на лекцию