Новый законопроект о мобилизации: Электронные повестки и другие резонансные моменты
Вторая попытка Кабмина ввести изменения в мобилизационное законодательство в Украине.
30 января 2024 года Кабинет Министров Украины подал в ВР проект закона 10449 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отдельных вопросов прохождения военной службы, мобилизации и воинского учета».
Ограничения для военнообязанных через суд
Новый проект несколько отличается от предыдущего в вопросах, касающихся ответственности за невыполнение требований мобилизационного законодательства. Так, авторы предлагают внести изменения в Кодекс административного судопроизводства Украины и выделить особенности производств по делам по обращению ТЦКиСП.
Планируется, что производство по делам по обращению ТЦКиСП при осуществлении им определенных законом полномочий осуществляется на основании заявления относительно:
— временного ограничения физического лица в праве выезда за пределы Украины — на срок до выполнения таким лицом требования явиться по полученной повестке;
— временного ограничения физического лица в праве управления транспортными средствами — на срок до выполнения таким лицом требования ТЦКиСП;
— наложение ареста на денежные средства и другие ценности физического лица, находящиеся на счетах и на хранении в банках или других финансовых учреждениях, небанковских поставщиках платежных услуг, или на электронные деньги, которые хранятся на электронных кошельках в эмитентах электронных денег, на счетах в ценных бумагах в депозитарных учреждениях — на срок до выполнения таким лицом требования ТЦКиСП.
Заметно, что авторы проекта сократили перечень мер, которые, по их плану, в будущем могут применить к военнообязанным по сравнению с предыдущим проектом. Законодатели решили несколько лояльнее подойти к возможной ответственности лиц, однако те меры воздействия, которые предлагаются проектом, также являются достаточно существенными и такими, которые могут вызвать негативную реакцию со стороны общества.
Подробно не прописано, как вообще будут выполняться эти решения судов. Например, сейчас ограничение в праве управления транспортными средствами возможно на основании постановления государственного исполнителя в случае наличия у должника задолженности по уплате алиментов (не берем во внимание лишение права в уголовном производстве) и решение суда в новых типах дел не упоминается вообще.
Достаточно непонятным в этом ключе также является обстоятельство, что проектом предлагается в судебном порядке «временно ограничивать физическое лицо в праве выезда за пределы Украины». По состоянию на сейчас Государственная пограничная служба и так не предоставляет разрешения на пересечение границы мужчинам в возрасте от 18 до 60 лет, исключение составляют лишь случаи наличия документов об отсрочке от призыва по мобилизации. Для чего авторы фактически дублируют запрет, который де-факто существует, — непонятно. Вопрос юридической составляющей текущего ограничения на пересечение государственной границы не касается положений проекта и заслуживает отдельного освещения.
Электронные повестки