Новый закон о финмониторинге. Решит проблему отмывания денег или создаст новые коррупционные риски?

30 октября 2019, 16:00

Случаев замораживания счетов банками становится все больше, а список документов, которые должны предоставить организации банкам для подтверждения происхождения денег — все длиннее. Почему

Причина этому — финансовый мониторинг, который уполномочивает банковские и небанковские учреждения отказывать клиенту в обслуживании при отсутствии надлежащих документов, объясняющих источник происхождения денег. Понятие «финансовый мониторинг» было введено в украинскую банковскую систему в 2002 году, с тех пор меры в этой сфере усиливаются с каждым годом.

Видео дня

Кабинетом Министров Украины был внесен на рассмотрение Верховной Рады проект закона № 2179 «О предотвращении и противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения», который призван усовершенствовать национальное законодательство в этой сфере. Изменения, предлагаемые к внесению, затронут ряд кодексов и других законов Украины.

Некоторые нормы закона уже сегодня вызывают много вопросов как у бизнеса, операции которого являются объектом финансового мониторинга, так и у самих финансовых учреждений (субъектов первичного финансового мониторинга), которые согласно этому закону должны выполнять мероприятия по финансовому мониторингу. Попробуем разобраться в основных нововведениях.

В законопроекте можно найти положительные моменты, например:

Увеличение пороговой суммы операций

Вводится понятие пороговых финансовых операций, о которых необходимо сообщать в Госфинмониторинг. В частности, таковы финансовые операции на сумму 400 тыс. грн, или более (сейчас — это операции на 150 тыс. грн и более).

Уменьшение количества признаков пороговых финансовых операций

Сейчас финансовые операции могут попасть под подозрение, если они содержат один из 17-ти определенных НБУ признаков. Новый законопроект предусматривает уменьшить количество признаков для пороговых финансовых операций до 4:

1. осуществление перевода средств или предоставление других финансовых услуг в пользу лица, которое зарегистрировано на территории стран, не выполняющих рекомендации международных организации в сфере борьбы с легализацией доходов, или финансирование терроризма или оружия массового уничтожения, или у такого лица открыт счет в банке, зарегистрированном в такой стране

2. финансовые операции политически значимых лиц, членов их семей и/или связанных лиц

3. финансовые операции по переводу средств за границу том числе в оффшорные зоны)

4. финансовые операции с наличными

Верификация онлайн

В отличие от действующего закона, новый не предусматривает физического присутствия клиента при проведении верификации компании. Это является положительным моментом и открывает новые возможности для развития финансовых услуг в цифровой плоскости.

Однако наряду с позитивными изменениями, существуют нововведения, которые требуют доработки:

Риск-ориентированный подход на основе оценочных понятий

Новый законопроект предлагает оценивать финансовые операции, которые не подпадают под признаки финансового мониторинга, на основе риск-ориентированного подхода, независимо от суммы их проведения. И при наличии достаточных оснований подозревать незаконность проведения операции. Но здесь целесообразным было бы четко определить параметры «достаточности» подозрений, ведь субъекты первичного финансового мониторинга определяют критерии риска самостоятельно, опираясь на рекомендации регулятора. Сейчас в законопроекте отсутствует конкретизация этого понятия, а значит финансовые организации могут трактовать его на свой лад, что может дать волю коррупционным рискам.

Кроме этого в законопроекте содержится ряд других оценочных понятий без их конкретизации, в частности: «надлежащая проверка», «действенные процедуры», «подозрительные финансовые операции», «ненадлежащая система управления рисками», «ненадлежащее исполнение», «серьезность нарушения», «противоправная цель», «необычно большие финансовые операции» и другие. Определение этих понятий на законодательном уровне упростит применение соответствующих предписаний закона и позволит одинаково трактоваться субъектами первичного финансового мониторинга.

Замораживание активов

Проектом предлагается установить, что субъект первичного финансового мониторинга обязан немедленно, без предварительного уведомления клиента, заморозить активы, связанные с терроризмом и его финансированием, распространением оружия массового уничтожения и его финансированием. При этом, четкие прозрачные критерии «связанности» определенных активов с терроризмом или его финансированием в проекте не определяются.

Санкции за нарушение законодательства

Новым законопроектом предусмотрены значительно большие размеры штрафов за нарушение субъектами первичного финансового мониторинга предписаний закона, что может быть «непосильным» для некоторых субъектов.

Например, штраф за нарушение требований по осуществлению надлежащей проверки (идентификации и верификации) клиента увеличен в 40 раз 500 необлагаемых минимумов доходов граждан до 20 000) и др.

Кроме того, определение санкций за нарушения, предусмотренные законопроектом, а именно штрафа (например, — «до 10 000 000 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан»), может иметь существенные коррупционные риски.

Проектом также предлагается дополнительно к штрафу установить за нарушение требований законодательства в сфере финансового мониторинга «письменное предостережение; аннулирование лицензии и/или других документов, дающих право на осуществление определенной деятельности; отстранение должностного лица субъекта первичного финансового мониторинга от должности». При этом в проекте не определено, за какие виды нарушений устанавливается соответствующая мера воздействия.

Также нуждаются в уточнении правовые последствия и сроки отстранения должностного лица субъекта первичного финансового мониторинга от должности.

Вывод

В целом законопроект призван «гармонизировать» законодательство в сфере предотвращения и противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Надеемся, что после внедрения действительно риск-ориентированного подхода на основе конкретизированных понятий, субъекты первичного финансового мониторинга смогут более адекватно оценивать риск проведения финансовых операций, а юридические лица, физические лица-предприниматели и простые украинцы не будут иметь проблем с финмониторингом, если их операции являются прозрачными.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X