Новая переменная в формуле успешной компании

27 августа 2019, 18:00

«Как можно описать процесс сотрудничества с HBO? С ними все должно быть по-взрослому.» Почему бизнес становится все более ответственным перед обществом и планетой

Пару недель назад, проходя мимо детского уголка в одной из галерей Ливерпуля, увидел книгу «Политика для начинающих» и присел на подоконник — ознакомиться, что тут детям рекомендуют почитать. Сразу же наткнулся на следующий раздел:

Видео дня

«Не покупай…

…продукты от компаний, с действиями которых ты не соглашаешься. Например, ты можешь не покупать бургеры от заведения быстрого питания, если знаешь, что они плохо относятся к работникам, не платят налоги, или используют детский труд.

Это называется бойкотированием.

Если достаточное количество людей будут бойкотировать компанию, то есть большая вероятность, что в ней произойдут изменения. Но убедись, что ты сделал собственное исследование, ведь многие обвинения онлайн не являются правдивыми."

Традиционно, залогом успешной компании было несколько факторов: конкурентная продукция, удачный маркетинг, инновации и тому подобное. В последнее время интернет, социальные сети и климатические изменения добавили еще один фактор — ответственность бизнеса перед обществом и планетой. Согласно результатам последнего опроса Edelman Trust Barometer, население планеты продолжает доверять бизнесу больше, чем государству и уже 76% респондентов ожидает от руководителей компаний генерирования изменения, не дожидаясь соответствующих требований от государства.

Потребители начинают видеть гораздо больше и глубже — 72% минимум раз в неделю читают новости и распространяют информацию в социальных сетях. И компаниям уже стоит меняться быстрее, чем растут ожидания потребителей. Высадкой нескольких деревьев перед камерами, или организацией ежегодного детского праздника уже не обойтись. Для украинских покупателей совершенно не нов концепт «бойкота», хотя пока преимущественно по политической составляющей. Однако впоследствии наши потребители очень вероятно также попадут в глобальное движение и уже начнут выбирать бренды по социальному или экологическому влиянию.

Компании, которые будут прогрессивно улучшать условия ведения бизнеса и собственное влияние на общество, получат лояльность потребителей, поддержку политиков и финансовые преимущества международных кредиторов. Кто еще будет в этом заинтересован? — бизнес партнеры. Для мощных брендов работать с поставщиком, за которым тянется история нарушений условий труда или загрязнения окружающей среды просто неприемлемо. Это касается и IKEA, которая уже выходит на украинский рынок, и американской кабельной сети HBO. Основатель отечественной компании Radioactive, которая помогала каналу со съемками сериала «Чернобыль», отметил в одном из интервью: «Как можно описать процесс сотрудничества с HBO? С ними все должно быть по-взрослому. Например, если мы используем во время съемок автомобиль, то он должен быть правильно зарегистрированным, иметь разрешение на перевозку людей. Финансовые аспекты, страхование, оплата труда — все это должно быть четко выписано.»

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Коллеги из Китая рассказывали, что быть поставщиком для компании Apple — это огромная ответственность и вызов. Нужно отвечать на растущие ожидания условий труда и экологических норм, а в таких корпорациях они возникают быстрее и являются более жесткими, чем того требует местное законодательство. Стив Джобс был также против модных в то время программ социально ответственного бизнеса (CSR), которые преимущественно осуществлялись отделами внешних коммуникаций в рамках своих задач. Будучи буддистом, он убеждал, что нужно сначала сделать счастливым себя (то есть, компанию) и очень переживал, когда стало известно о случаях самоубийств среди работников одного из поставщиков.

Современные средства передачи информации уже не позволяют назвать белое черным по единому информационному каналу. Появится другой канал, который покажет картинку с другой стороны и спросит других респондентов. В социальных сетях найдутся люди, которые в комментариях выразят альтернативное мнение, чем возразят всей публикации. Интересно наблюдать, как в фейсбуке кто-то кому вручает награду «за экологические достижения», а затем в комментариях собираются местные жители, которые пишут гневные комментарии. Это происходит по всему миру и является новым вызовом для бизнеса и подтверждением роста его роли в будущем планеты.

Здесь есть одно «но». Для полноценного внедрения системных изменений на отраслевом уровне, нужно, чтобы рынок играл по одним правилам. Возьмем для примера горное дело. В прошлом году на Межгосударственном форуме по добыче минералов, металлов устойчивого развития (IGF) в главном офисе ООН в Женеве, вице-президенты нескольких крупнейших добывающих компаний мира сетовали на неисповедование ценностей устойчивого развития менее публичными компаниями. И хотя переход на ответственное производство по их словам является «недорогим», другие производители, которые пренебрегают новыми стандартами, не теряют ничего, или даже финансово выигрывают.

Дело в том, что потребители и журналисты могут относительно легко промониторить производителя айфонов (Apple, похоже, первыми полностью открыли список своих поставщиков), но часто углубиться внутрь логистической цепи и узнать, например, из какого рудника был взят конкретный минерал — еще достаточно сложно. Закупочные департаменты многих компаний часто пренебрегают проверкой поставщиков, выбирая только по цене. Поэтому для распространения новых норм на глобальном уровне, нужно еще несколько лет активного взаимодействия потребителей, государственных органов и международных организаций.

За последние годы на запрос глобальной общественности рынок отреагировал появлением многочисленного количества инициатив клубного типа, которые играют роль инспекторов на «чистоту» всех звеньев логистической цепи и берут на себя репутационные риски работы с теми или иными поставщиками. На данный момент отмечается определенное перенасыщение рынка и путаница среди многочисленных инициатив. На вышеупомянутой конференции в Женеве, вице-президент одной из крупнейших добывающих компаний жаловался мне на «головную боль» от всех существующих систем оценки. В Украине наверняка уже тоже есть немало организаций, предлагающих производителям пройти проверку и получить сертификат на экологичность, «европейскость» условий труда и тому подобное.

Входной билет в мир ответственного бизнеса, на самом деле, сейчас достаточно прост. Существует немало бесплатных инструкций (например, Global Reporting Initiative), где можно загрузить указания к отчетности, которыми пользуются самые прогрессивные компании мира. Они задают не только рамки для стратегического планирования, но и позволяют увидеть, какие конкретные шаги в компании можно сделать сейчас и без дополнительных затрат.

67% респондентов ожидают, что компании будут привлекать их к решению важных социальных проблем

Поинтересуйтесь, какие социальные или экологические проблемы беспокоят население возле вашего предприятия. Согласно барометру доверия, у человечества появился повышенный запрос на новый вид отношений между работодателем и компанией: 67% респондентов ожидают, что компании будут привлекать их к решению важных социальных проблем. Такие инициативы точно не пройдут мимо внимания общественности. А при правильном взаимодействии стейкхолдеров, вас будут еще больше ценить собственная команда, власть и, конечно, потребители.

К счастью, уже есть немало украинских предприятий, которые успешно овладевают и активно исповедуют принципы ведения ответственного бизнеса. У таких компаний будет незаурядное конкурентное преимущество в понимании правил игры новой экономики и лояльность потребителей эры социальных сетей. И так же, как это уже активно влияет на мировую добывающую отрасль и рынок электроники, тренд будет распространяться на другие сектора: аграрный, банковский, образовательный и лишь вопрос времени, когда ваш клиент спросит: «А что сделали вы?»


Показать ещё новости
Радіо НВ
X