Неужели опять Ryanair

4 января 2018, 09:00

Бесспорно громким авиационным событием в Украине в 2017 году стало анонсированное, но так и не состоявшейся событие. Выход на рынок крупнейшего европейского бюджетного перевозчика – Ryanair.

Отгремели споры и скандалы, улеглась пыль и вот накануне нового 2018 года министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявил: “Ryanair выйдет в следующем году на 200%”. Если следовать математическим правилам исчисления, то это минимум два раза? Коллеги из Центра транспортных стратегий подсчитали, что за год одновременно с Ryanair министр упоминался в 7401 новости. Дал не менее 200 телевизионных интервью (не удивлюсь если на деле сюжетов была тысяча). Действительно, что касается самопиара, то министр превзошел всех в Украине.

Видео дня

После провала переговоров с ирландским лоукостером, не было проведено должного “разбора полетов” и не сделаны никакие выводы. По горячим следам премьер провел несколько совещаний. Дал поручения далее вести переговоры Борисполю с Ryanair и подготовить проект создания аэропорта для лоукостеров на базе в Гостомеле. И дальше затишье.

Первое, что надо понять украинцам – Ryanair не пустили в Украину, не злые чиновники или олигархи. Ирландцы на два порядка мощней всех их. В отличии от Германии или Италии, в Украине на стороне иностранной авиакомпании выступают и профильные чиновники, и политики вплоть до президента и премьера, и в едином порыве общественное мнение. Ryanair не полетел в Украину, лишь потому, что сам того не захотел. И причин тому несколько. Во-первых, возможно предварительные продажи показали, что несмотря на все разговоры рынок для авиакомпании не большой. Еще в начале июля на первые месяцы заявленных полетов в сентябре-октябре когда билеты продавались по специальным ценам, было очень много не раскупленных мест на рейсах.

Во-вторых, главные причины стоит искать за пределами Украины. Уже начиная с апреля месяца лоукостер вел себя достаточно странно на переговорах с украинскими аэропортами. Ryanair не шел на какие либо компромиссы с аэропортом Борисполь. Было похоже, что переговоры специально затягиваются. При этом авиакомпания странно игнорировала поставщиков всевозможных услуг в этом аэропорту, без которых выполнять рейсы просто не возможно – в первую очередь заправщиков и хендлеров (наземное обслуживание). Последним по слухам сеть разослала требования для поставщиков услуг и никого не заинтересовав, даже не начала переговоров.

В то же время в своих прежних интервью коммерческий директор Дэвид о'Брайн заявлял, что самые привлекательные рынки для экспансии Ryanair это Италия, Германия и Франция. В Италии лоукост уже занимает первое место по количеству перевезенных пассажиров, а в двух других странах сильно отстает от местных лидеров и там еще предстоит жаркая борьба.

В мае по авиационному рынку Европы поползли слухи, во-первых, что Air Berlin не переживет сезон, а во-вторых, что крупнейший лоукостер Европы столкнулся с угрозой забастовки пилотов. И хотя долгое время топ-менеджмент авиакомпании отрицал проблемы с пилотами, было заметно, что уже с начала июля 2017 года лоукостер стал готовится к важным событиям.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

И первым стало решение пожертвовать еще не открытыми рейсами из Украины. Отозвав намеченное на сентябрь начало полетов в Киев и Львов. Формальным поводом стал отказ государственного аэропорта Киев/Борисполь предоставить Ryanair в разы меньшую фиксированную ставку сборов в аэропорту, чем минимально существующая для других перевозчиков.

При этом объемы ожидаемого пассажирапотока лоукостера были более чем в два раза меньше, чем у находящейся на пятом месте по перевозкам в аэропорту Lufthansa и примерно в 25 раз меньше, чем у базового перевозчика – МАУ.

Ryanair не стал мелочится и воспользовавшись ситуацией отозвал рейсы из Украины, в том числе из Львова с которым уже подписали договора и согласовали процедуры. Хотя буквально за несколько недель до этого авиакомпания заявляла, что точно полетит из Львова и даже на месяц раньше заявленного срока. В результате лоукостер под прикрытием завесы “борьбы с украинской коррупцией” – отменил 31 полет в неделю по 11 маршрутам.

Но главные события стали стремительно развиваться на Западе Европы. В июле и августе рекрутовые агенства по сообщениям английских СМИ переманили свыше сотни капитанов-пилотов Ryanair в интересах Norwegian Air и Jet2. Увольнение пилотов в разгар сезона авиакомпания попробовала компенсировать усилением рабочего графика оставшихся. Но такие переработки строго регламентированы авиационными властями и ограничены по срокам, и не могут быть продолжительными. Но главное, что уплотнение графика вызвало уже открытое сопротивление со стороны пилотов, вплоть до угрозы забастовки. Явление ранее неслыханное для ирландцев, но обыденное в остальной авиационной Европе. Почти в тоже самое время 15 августа объявил о банкротстве Air Berlin. В Германии развернулась борьба за наследство.

Именно боязнь того, что проблемы с собственным персоналом поставят подножку агрессивным планам развития Ryanair в ФРГ, заставило лоукостер отказаться от планов развития на других рынках. 18 сентября СЕО Ryanair объявил об отмене 2000 рейсов и аннулировании 315 тыс. проданных на осень билетов. Через десять дней авиакомпания объявила об отмене еще 18 тыс. рейсов в зимнее расписание и возврате еще 400 тыс. приобретенных билетов. Так же лоукостер закрыл полеты по 34 направлениям. Несколько десятков самолетов оказались припаркованы на земле из-за отсутствия пилотов.

Но это вовсе не значит, что ирландский локостер решил сократить присутствие в ФРГ. Скорее наоборот. Ryanair подал заявку на использование слотов для девяти самолетов в Берлинском аэропорту Тегеле сразу после того, как стало ясно, что Air Berlin достанется по частям Eurowings и easyJet. Эти девять самолетов в Тегель дополнят те девять, которые уже летают из Берлинского Шонефельда. Авиакомпания обещает удвоить трафик в Берлине до 10 млн в течение следующих 18 месяцев.

Практически одновременно с развитием ситуации в Германии вокруг ухода с рынка Air Berlin неожиданно освободилась еще одна ниша. Практически на домашнем рынке Ryanair в Великобритании обанкротился еще один конкурент – Monarch Airlines. И хотя это относительно небольшая компания в прошлом году перевезла всего 5,4 млн пассажиров, все же она работала на одном из самых высокодоходных Европейских рынков – Британском. Ирландский лоукостер не мог позволить себе ослабить присутствие в Соединенном Королевстве, иначе это еще быстрей привлекло бы сюда конкурентов. В результате лоукостер просто притормозил развитие в Восточной Европе.

Ryanair этой осенью анонсировал единственный проект экспансии из Восточной Европы – после нескольких лет упорных переговоров в управляемом немецким концерном Fraport Болгарском аэропорту Бургас должна открыться база лоукостера. Подчеркну та же компания, которая управляет и аэропортом Франкфурта-на-Майне в котором, не смотря на грозные протесты базовой Lufthansa, лоукостер открыл базу весной 2017 года, а осенью серьезно её расширил.

Другие же проекты Ryanair были свернуты, как полеты в Украину и на местных линиях в Польше, или просто так и не объявлены. На этом фоне попытки украинских чиновников привлечь внимание к отечественным аэропортам, сродни потугам фанаток, бросающих кумирам на сцену нижнее белье на концертах.

В свете выше изложенного можно констатировать, что в ближайший сезон наверняка ирландский лоукостер будет занят на Западно-Европейских рынках, стараясь отжать у конкурентов как можно большую долю рынка. По этому вопрос его выхода на украинский рынок любой ценой в ближайший год-два точно не стоит. Это дает время украинским аэропортам подготовится его принять. Главный аргумент министра В. Омеляна и его окружения почему только центральные аэропорты Борисполь и Львов могут принимать лоукост, а не как в Европе удаленные и простаивающие пустыми Белая Церковь, Житомир, Винница, Тернополь или Ровно—так как они технически не готовы принимать такую авиакомпанию. Как известно у лоукостера минимальные требования не сопоставимые с той же Lufthansa, Turkish Airlines или Qatar Airways.

Это значит, что сейчас у Украины есть время нормально подготовить эти аэропорты – реконструировать и оборудовать современным свето-освещением взлетно-посадочные полосы, модернизировать, а в случае необходимости и построить компактные современные терминалы. Тем более, что все эти аэропорты двойного назначения с базировкой Воздушных Сил Украины. Ну так и надо брать пример с Румынии и Польши. В последней из 16 аэропортов принимающих регулярные рейсы – в 14 базируются ВВС. Это упрощает финансирование, содержание в должном виде и освобождает часть военного бюджета например на обновления военно-воздушного флота.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X