Сборы ОКУтывают украинцев
Речь идет о сборе с чистых носителей («болваночный сбор», «сбор за частное воспроизведение») (Сбор). Он создан для поддержки авторов/исполнителей, как украинских, так и иностранных.
Ввозя в Украину технику, импортер обязан уплатить Сбор в виде процента от ее стоимости (до 1,5%). Это предусмотрено статьей 42 Закона «Об авторском праве и смежных правах».
Перечень тридцати трех видов техники, с которых платится Сбор, установлен Постановлением КМУ №992 от 26.07.2003. В него входят в том числе:
- мобильные телефоны,
- ноутбуки,
- планшеты,
- флэшки,
- телевизоры и т.д.
В отличие от налогов, которые платятся государству и наполняют бюджет, Сбор платится частному лицу – организации коллективного управления (ОКУ). Всего в стране только 2 ОКУ уполномочены государством получать средства от Сбора.
ОКУ в свою очередь должны распределить полученные средства среди авторов и исполнителей.
Похожие сборы существуют во многих странах ЕС, а также в Российской Федерации (более известен как «налог Никиты Михалкова»). Но в Украине Сбор существует в особых условиях, где его администрирование абсолютно непрозрачно.
Три фактора непрозрачности сбора:
1. Прежде всего информация о том, сколько собрано сбора в год, является коммерческой тайной. То есть ни граждане, ни предприятия не знают, сколько денег они заплатили всего в виде Сбора двум ОКУ.
2. Отсутствует порядок распределения ОКУ средств среди авторов и исполнителей. То есть средства ОКУ получают, а вот принципов их распределения нет. Каждая из двух ОКУ сама решает, как и кому она перечислит средства.
3. Информации о том, перечислили ли ОКУ средства, и каким именно авторам/исполнителям, является коммерческой тайной, которая неизвестна никому, кроме самих ОКУ.
Также Сбор примечателен тем, что становится причиной для судов между ОКУ и компаниями-импортерами, в том числе известными международными брендами.
В едином Реестре судебных решений можно найти иски ОКУ только за последний год к ASBIS-Украина, Сони-Украина, ЭЛКО Украина, Филипс Украина и т.д.
Вряд ли непрозрачность и масса судебных споров позволяет назвать этот Сбор эффективным.
Именно поэтому мы в Офисе эффективного регулирования предлагаем рассмотреть приостановку действия данного сбора до момента разработки и утверждения всех прозрачных и понятных механизмов его сбора и распределения.
Соответствующий проект постановления КМУ со всеми сопроводительными документами уже разработан экспертами офиса и будет направлен в ближайшее время государственным органам, а также опубликован для широкого общественного обсуждения.
Мы достаточно плохо разбираемся в том, сколько и куда платим из-за законодательных норм. Исследование IFAK показало, что только 10% опрошенных украинцев знают, сколько они платят налогов.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.