Эффект бабочки: что означают результаты PISA для IТ-отрасли Украины
Международная программа оценила знания украинских подростков по математике как посредственные. Почему так произошло и откуда теперь IТ-бизнесу взять подготовленных сотрудников
Весь декабрь мы обсуждали и беспокоились из-за результатов исследования PISA. Это международная программа оценки образовательных достижений учащихся, в которой украинские школьники участвовали впервые. Согласно исследованию украинские подростки посредственно разбираются в математике, или вовсе не знают. Речь идет не столько о знаниях, как об умении практически применять их в жизни. Простые задачки оказались проблемой для учащихся. Неужели все мы — заложники мифа о высоком уровне обучения, унаследованной от советской системы образования?
Думаю, для тех бизнесов, которые внедряют корпоративное обучение, результаты исследования PISA не стали неожиданными. Конечно, есть вопросы по самому исследованию, насколько оно было репрезентативным. Но то, что некая часть участников не справится с задачами по математике, нам было известно, поскольку обучаем молодежь, встречаемся со школьниками. И примеры вроде сложения студентами технических вузов дробей, когда ½ + 1/3 = 2/5, к сожалению, также бывают. В целом на учебные программы EPAM University Programs ежегодно поступает около 15 тысяч заявок. И мы замечаем, как каждый год нам нужно прилагать больших усилий для «доработки» знаний у кандидатов.
Почему это происходит с нами
На первый взгляд основная причина заключается в том, что студенты первых курсов университетов работают с устаревшими базами. С ними невозможно научить инженерных специальностей, а без этого не подготовишь аналитиков, девелоперов, специалистов по компьютерным наукам. А это все звенья одной цепочки — студенты не могут быть успешными, не овладев основами — логикой, матанализом, дискретной математикой. В ежедневной девелоперской работе много алгоритмистики, основанной на математических моделях. Но речь не только о математике. Речь идет о STEM-науках, имеющие аккумулятивный характер. Утратив знания на базовом уровне, трудно овладевать следующими этапами. В конце концов, однозначного ответа нет.
Это комплекс проблем, среди которых я бы выделил следующие:
— Низкий уровень оплаты труда учителей. Лучшие выпускники школ, у которых хороший математический бэкграунд и они способны стать хорошими учителями в будущем, редко поступают в педвузы. И еще ниже вероятность того, что потом они пойдут в общеобразовательную школу преподавать. Мизерная зарплата «вымывает» профессиональных учителей из школы, так же, как из университетов.
— ВНО не развивает мышление. Введение независимого оценивания было призвано уничтожить коррупцию при поступлении в вуз. Возможно, с этой задачей оно и справилось. Но на самом деле этот подход культивирует умение правильно подбирать ответ, а не развивает навыки правильно математически мыслить, использовать математический аппарат. Можно просто натренироваться давать правильные ответы и успешно пройти ВНО.

— Постоянная смена программ в школах. За последние 10 лет программа часто изменялась — ее объемы, последовательность изучения тем, глубина изучения. Результаты исследования — это последствия плачевных изменений системы. Фактически участники опроса — подростки 15−16 лет — стали «жертвами образовательных экспериментов».
Чего ждать дальше
Мы предполагаем, что за лет пять-семь часть школьников, которым поставлен ярлык «те, которые не умеют считать», придут в университеты. Стоит ли нам что-то менять в своих учебных программах в связи с этим? Уменьшать требования, снижать порог входа в IТ-специальности — это не выход. Мы не можем поступиться качеством предоставляемых клиентам решений. Вопрос в другом: индустрия постоянно развивается, а следовательно, компании постоянно нуждаются в высококвалифицированных инженерах. Но при таких условиях — не получили основательных знаний в школе, не доучились в университете — откуда им взяться?
Уже сейчас на 5 тысяч вакансий в IТ — только 4 тысячи претендентов. Поэтому да, мы должны меняться. За последние несколько лет в ЕРАМ Ukraine начали внедрять более масштабные мероприятия, больше прибегать к онлайн-курсам (например, онлайн-курс по FrontEnd), применять новые подходы в обучении. В своих образовательных программах мы уже сейчас готовим материалы для начального уровня, так называемый L0. Там имеются базовые знания по computer science, алгоритмистике, структура данных, основанных на обычном университетском курсе. Однако обучать математике — пока в нашей перспективе такого нет. На самом деле это не является главной задачей и ответственностью бизнеса. Несмотря на распространенное мнение, нельзя прийти в IТ вовсе не подготовленным.
Мы также все чаще обращаем внимание на «свитчеров». Это люди, работающие в других отраслях — энергетика, строительство, технологии, — но хотят перейти в нашу. Процент таких людей ежегодно растет. У них есть базовое техническое образование, и мы можем их доучить. Это существенный источник прироста специалистов.
Кто и что должен делать в этой ситуации? Буду весьма прозаическим. Менять отношение. Во-первых, к учительской профессии. Платить высокую зарплату учителям, чтобы хотелось идти работать и чтобы это считалось почетным. И тогда у них можно спрашивать и рассчитывать на высокие результаты по математике, физике, географии и другим предметам.
Во-вторых, изменить отношение к системе обучения. Не ВНО единым. Нужно искать новые формы обучения школьников и учителей по STEM-подготовке. Длительное время превалировало убеждение в том, что юристы и экономисты стране нужнее. Но за последние пять лет отношение к инженерным специальностям кардинально изменилось. И сейчас важно усиливать эту связь — качественная инженерия базируется на качественной STEM-подготовке. В школах с младших классов стоит обращать усиленное внимание на науку. Не просто декларировать «следующий год — год математики», а проводить целый комплекс мероприятий, привлекая как бизнес, так и родителей.
Что делать родителям? Не секрет, в Украине обучают именно они. В развитых странах достаточно просто привести ребенка в школу, все остальные сделает сама школа. У нас, если я четко понимаю, что моему ребенку требуются углубленные знания по математике, я должен его обеспечить дополнительно. Школьной программы будет недостаточно. Но если я работаю в индустрии, я сам могу стать послом STEM-образования. Средний возраст IТ-специалистов 30−35 лет. Итак, у них есть дети, которые, возможно, в дальнейшем станут профессионалами в области IТ. Через них тоже можно транслировать месседж о важности STEM. Даже если эти дети не имеют непосредственного отношения к IТ, а намерены заниматься пением, музыкой или маркетингом.
Осознавать ответственность и действовать. Ее должны понимать все вовлеченные. А министерство образования — всячески способствовать инициативам. На государственном уровне должна быть определена специальная политика, не только в виде распоряжений Кабмина. В идеале необходимо бы принять единый план мероприятий с привлечением различных участников с целью популяризации STEM — бизнеса, институтов власти. И это не только об IТ, инженерии. Это также о медицине, строительстве и девелопменте. С этим у нас настоящая беда. Мы не можем быть исключительно гуманитарной страной. Украина — индустриальная страна, в которую надо много вкладывать.
На поле много игроков. Как избежать спорной ситуации «лебедь, щука, рак»? Есть два подхода: стратегический и тактический. Объединением всех усилий должно заниматься Министерство образования, разрабатывать стратегию, привлекая всех причастных к данному процессу. Вот только со стратегиями в нашей стране дела обстоят не важно. Начинают разрабатывать, а посредине бросают, забывают. К сожалению, таких примеров много.
Вопрос преемственности власти — крайне актуален. Каждое правительство начинает что-то новое, но должны быть вещи, которые закладываются на десятки лет вперед. Пока есть перечень несистемных мероприятий, само их наличие уже спасает ситуацию от катастрофичности. Несмотря на результаты PISA, надежда все же есть. Мне нравится, что постепенно образовательная система меняется. Нас постоянно информируют о многих государственных инициативах: появился тот же НУШ, в 2019 году выделены средства на обустройство в школах STEM-лабораторий, разрабатывается программа карьерных советников для школьников. То есть положительных сдвигов немало. Мы готовы их поддерживать. Поэтому желаю терпения нам всем и еще больше надежды на хорошие изменения. Порой надежда — это все, что нужно, дабы продвигаться вперед.