Ожидаем массовую тенизацию: Что не так с Национальной стратегией доходов 2030 от Минфина?
Недавно Кабинет министров утвердил Национальную стратегию доходов до 2030 года (НСД), которая вызвала бурные дискуссии и ряд критических оценок от экспертов и бизнеса.
Документ впервые за последние годы нарабатывался Министерством финансов в полностью закрытом режиме, без каких-либо консультаций с учеными, гражданским обществом и представителями бизнеса. Такой не инклюзивный процесс значительно ухудшает качество документов, подрывает их легитимность, и затрудняет реализацию соответствующих предложений.
Какие ключевые недостатки Стратегии?
Национальная стратегия доходов содержит как положительные предложения, так и ряд негативных и рисковых. В частности:
Негативные:
Стратегия предлагает реформировать упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), сузив сферу ее применения исключением юридических лиц, а также увеличив эффективные ставки налогов до уровня общего режима с одновременным усложнением процедур соблюдения налогового законодательства.
Подробнее:
1. С 2027 года юрлица не смогут применять УСН, в течение 2024−2026 гг. ставка единого налога для юрлиц на третьей группе будет постепенно увеличиваться до 18% от объема прибыли до налогообложения.
2. Вторая и третья группы ЕН для физических лиц-предпринимателей будут объединены в одну группу, которая начнет платить налог от объема полученного дохода в диапазоне 3%-17% (польская модель режима разового платежа). Наиболее негативные нормы — предусмотрена обязанность для физлиц — предпринимателей на УСН вести учет и документально подтверждать происхождение всех товаров, вторая группа ЕН теряет фиксированность налога (на % с дохода).
3. Первая группа плательщиков ЕН будет сужена (путем исключения из нее так называемых высокомаржинальных видов деятельности), вместо фиксированного налога 1 группу переведут на налог с оборота.
4. Кассовые аппараты будут обязательными для всех (тотальная фискализация).
5. Обязательная регистрация плательщиками НДС по достижению лимита в 1 млн грн годового оборота, да еще и с обязанностью подавать стандартный аудиторский файл. На практике это означает необходимость ведения практически полного бухгалтерского учета с привлечением специалиста.
Реализация таких норм не приведет к достижению запланированной Стратегией цели — уменьшению злоупотреблений крупного бизнеса с применением УСН. Такие нормы на практике приведут к превращению упрощенной системы в приближенную к общей. Ею не смогут воспользоваться сотни тысяч малых предпринимателей, которых привлекала в УСН исключительно ее простота, отсутствие учета и умеренные ставки. Это, в свою очередь, приведет к массовой тенизации — фактически, возвращению ситуации к 1999 г.
Кроме того, Украина потеряет единственное преимущество, благодаря которому последние годы росли инновационные отрасли, не приобретя других преимуществ (все еще коррумпированная налоговая и таможенная служба, нереформированная судебная система, слабый уровень госуправления).
Отмена упрощенной системы для аграрного сектора
Отдельно стоит выделить нецелесообразность отмены упрощенной системы для аграрного сектора, потому что это единственное преимущество украинских фермеров, которое компенсировало значительные дотации, предоставляемые аграриям стран ЕС, дешевые кредиты, которые есть у них, качественную судебную систему в ЕС и тому подобное. Также простота налогообложения и невозможность уклонения являются очень значительными преимуществами в условиях села как для украинских плательщиков, так и для контролирующих органов.
Восстановление прогрессивной шкалы ставок НДФЛ и агрессивная политика сбора налогов
Введение еще двух ставок (две значительно повышенные от 18% ставки НДФЛ) не является оптимальным решением для Украины. Повышенная ставка уменьшает стимулы к труду — чем выше ставка налога, тем меньше мотивация человека работать больше или зарабатывать больше. Кроме того, это приведет к увеличению стимулов для уклонения от налогообложения, усложнению администрирования, нарушению принципа справедливости.
Вместо полной перезагрузки ГТС и ГНС с участием международных экспертов, Стратегия предусматривает очередное перераспределение организационной структуры и штатных расписаний, новый перечень низовых налоговых инспекций.
В рамках борьбы с налоговым долгом предлагается предоставить полномочия ГНС без решения суда накладывать арест на счета (имущество) и блокировать их до полного погашения налогового долга. Эта норма несет значительные коррупционные риски, а также закрепляет законодательно нарушение конституционного принципа презумпции невиновности.
Более того, налоговики получают полный доступ к информации об объеме и обороте средств всех налогоплательщиков, в том числе и физических лиц, на их счетах в банках (без решения суда и уголовных производств). Это создает значительные коррупционные риски и должно быть возможным только при добровольном согласии налогоплательщика. Указанное, наряду с отменой моратория на проверки во время войны, создает политику чрезвычайно агрессивного сбора налогов.
Какие пункты Стратегии целесообразны для реализации?
НСД содержит ряд пунктов, которые представители бизнеса и аналитические центры ожидали много лет, в частности:
- ИТ-консолидация информационных ресурсов субъектов системы управления государственными финансами, в частности ГНС, на уровне Минфина и обеспечение администрирования этих информационных ресурсов независимым администратором (ИТ-учреждением).
- Обеспечение интеграции с европейскими системами НДС, возмещения НДС, мониторинга движения акцизных товаров, системами платежной информации
и т. п. Это может наконец избавить Украину от сверхжесткой системы блокировки налоговых накладных и перейти к более оптимальным практикам. - Предупреждение и устранение коррупционных рисков в деятельности ГНС путем выполнения Антикоррупционной программы ГНС на 2023−2025 годы и ее обновления.
- Совершенствование системы предотвращения и противодействия коррупции в Гостаможслужбе, внедрение механизмов прозрачности, добропорядочности, снижение коррупционных рисков в деятельности таможенных органов путем выполнения Антикоррупционной программы Гостаможслужбы.
- Приведение НДС в соответствие с законодательством ЕС, отменив при этом сниженные ставки и льготы, не предусмотренные директивой ЕС об НДС. Повысив порог регистрации плательщиков НДС.
- Осуществление оценки имущества, которая будет отражать текущую рыночную стоимость объектов недвижимости и которую можно будет использовать в целях налогообложения имущества, включая меры по уменьшению возможностей для коррупции в процессе оценки.
- Введение обмена предварительной таможенной информацией с другими странами, что будет способствовать борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил.
- Улучшение обмена налоговой информацией с соответствующими органами других стран с целью предотвращения трансграничных схем уклонения от налогообложения.
- Повышение заработной платы должностных лиц таможенных органов до рыночного уровня с целью повышения эффективности работы таможенных органов и добропорядочности их должностных лиц, ввести эффективные КРІ для ГТС.
Специалисты аналитических центров сделали общую оценку норм Стратегии и отмечают, что документ предусматривает расширение дискреционных полномочий органов контроля, усложнение администрирования, что закладывает в деятельность нереформированной налоговой службы еще более агрессивную модель взаимодействия с налогоплательщиками.
Вместо полной перезагрузки ГТС и ГНС при участии международных экспертов, Стратегия предусматривает очередное перераспределение организационной структуры и штатных расписаний, новый перечень низовых налоговых инспекций. Подобный подход себя уже скомпрометировал, и наверняка не обеспечит доверия к налоговым органам. Также отсутствуют четкие критерии создания такого доверия в смысле результата, измеряемого независимым (от ГНС и Минфина) исследованием мнения налогоплательщиков. Зато критерии для наделения налоговиков широкими дискреционными полномочиями и фактической отмены УСН прописаны в виде мер безотносительно к результатам, которые они принесут. Кроме того — в Стратегии отсутствуют пункты по перезагрузке Бюро экономической безопасности, которое в настоящее время работает крайне неэффективно.
Стратегией Министерство финансов пытается предусмотреть современные европейские инструменты и практики, не имея главного — европейского верховенства права, европейского качества госуправления, европейского низкого уровня коррупции в госорганах . При отсутствии европейских инклюзивных качественных институтов — применение только европейских инструментов приведет к увеличению коррупционных возможностей, давления на бизнес нереформированных правоохранительных и проверяющих органов, усиление тенизации экономики. Украина все еще нуждается в простой и справедливой налоговой системе, искоренении практики презумпции вины в налоговом и таможенном администрировании — что создаст комфортную среду для быстрого восстановления экономики без проверок, коррупции и вмешательства.
Надеемся, что Кабинет министров и народные депутаты учтут предложения специалистов аналитических центров и откорректируют соответствующие пункты стратегии.