Логика открытости

7 февраля 2017, 18:24
Цей матеріал також доступний українською
Маленькая компания становится партнером глобальной корпорации - и выходит на новый уровень развития

Бизнес мгновенно «перепаковывает» решения, подстраиваясь под нужды клиента. Все это становится возможным благодаря логике открытых систем. Что это такое и как касается украинского бизнеса?

Видео дня

Логика открытых систем - это логика взаимодействия, совместных решений и совместных ресурсов. Она становится все более популярной в современном мире, так как позволяет и бизнесу, и государствам находить ответы на вызовы среды.

Мы замечаем, как возрастает скорость доставки товара, изменений технологий, появления новых решений, изменения приоритетов клиентов. Уже сейчас бизнес-модели в некоторых сферах нужно менять каждые два года.

Кроме того, каждый день все больше стираются границы между государствами, бизнесами и тому подобное. Существуют глобальные вызовы (например, малярия, продажа людей, нехватка чистой питьевой воды), с которыми не может справиться одна страна. Требуется взаимодействие многих государств, чтобы найти выход.

То же самое происходит и в бизнес-среде. На многих рынках оказывается, что одна организация уже не в состоянии предоставить клиенту решение, которое ему нужно. Для этого необходим или огромный капитал, или другие ресурсы, или инфраструктура, которой не обладает ни один игрок единолично. Поэтому компании объединяются, чтобы предлагать лучшие решения клиентам, и не всегда можно понять - где грань между ними. Организации могут иметь совместный маркетинг, совместное R & D ... Такие открытые системы поднимают конкуренцию на качественно новый уровень: они быстро меняют свои бизнес-модели, устанавливают высокие стандарты, формируют ожидания потребителей.

Например, ни одна компания уже не выпускает самолеты самостоятельно. Airbus создала целую сеть партнеров, с которыми имеет общее R & D и ввела общие стандарты. Компания Cisco может переформатировать любые свои решения, подключая тех или иных партнеров. Вряд ли кому-то реально конкурировать с такой системой, полагаясь только на свои ресурсы.

В Украине также есть примеры открытых систем: например, магазины Good Wine и сеть фермеров. А Николай Палиенко, генеральный директор EVO.Company и выпускник Школы стратегического архитектора kmbs, создает платформы экосистемы (один из видов открытых систем).

Компания, которая работает в логике открытых систем, фокусируется на своем «ядре» - на том, в чем она лучшая. И уже может не «закапывать» огромный капитал в собственные активы (заводы, оборудование и т.д.), а использовать активы своих партнеров. Это одна из причин, почему логика открытых систем нужна Украине - ведь стоимость капитала у нас очень высокая. А капитал - это развитие. Вместо того, чтобы тратить его на непрофильные активы, его можно направить на усиление своего «ядра».

Сегодня уже неактуально пытаться стать классным во всем, гораздо эффективнее - выбрать то, в чем вы классные, а для выполнения остальных функций подключить партнеров. Поэтому стратегия сейчас - это искусство управления активами, которые вам не принадлежат. Лидеру нужно уметь управлять сетью партнеров, которая может быть в сотни раз больше его собственного бизнеса.

Мир сейчас настолько взаимосоединенный, что даже маленькая компания из Черкасс, имея сильное «ядро», без какой-либо поддержки со стороны государства может стать партнером, скажем, General Electric. Крупным корпорациям выгодно работать с маленькими партнерами, они стремятся «сбросить» с себя все лишнее и с помощью чужих уникальностей усилить свой бизнес.

Для маленьких компаний логика открытых систем также выгодна. Ведь быть партнером корпорации с мировым именем - значит получить невероятный шанс для развития. Масштабный бизнес вкладывается в тех, с кем работает, «подтягивает» их стандарты (технологические, управленческие и т.д.) до своего уровня. Если вы способны это удержать - то становитесь частью большой игры.

Работа в открытых системах очень рискована. Ведь обратная сторона взаимодействия - это взаимозависимость. Открываться полностью - нельзя, потому что «съедят». Но открываться партнерам, интегрироваться с ними в определенной степени нужно. Однако для этого надо иметь доверие к ним. А с этим в украинских компаниях очень сложно.

И, самое главное, необходимо понимать - ради чего вам объединяться с другими игроками? Возможно, ради мультипликации бизнеса или повышения эффективности. А может, вы придумали классную идею, но не имеете достаточно ресурсов, чтобы ее реализовать. От того, каков ваш ответ на вопрос «ради чего?», зависит, есть ли смысл становиться частью открытой системы (или создавать ее самостоятельно, подбирая игроков), и какой именно.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X