Легко ли попасть на рынки ЕС

1 марта 2018, 14:42

Для выхода продукции на Европейские рынки производителям нужно приложить усилия. Проще тем, кто уже вышел на рынки Европы.

Конечно проще выходить на европейские рынки с теми товарами, которые меньше требуют подтверждения соблюдения определенных стандартов. Значительно сложнее выходить на рынки с продукцией, производство которой требует предварительной проверки предприятий и подтверждения качества товара. Это все создает дополнительную нагрузку на предприятие. Например, подтверждение высоких стандартов требует производство в сельском хозяйстве, в пищевой промышленности, товаров животного происхождения и сложного машиностроения.

Видео дня

Анализ структуры украинского экспорта и особенно новых товаров, которые сейчас появились на рынке Европейского Союза, показывает выход на рынки не только простых продуктов. Сейчас простые товары активно экспортируются и формируют наибольшую категорию в экспорте. Например, в 2017 году динамично развивался экспорт кукурузы и железной руды.

Гораздо приятнее и интереснее посмотреть на нишевые товары, которые мы называем сложными для экспорта. Такая продукция пока не занимает высокой доли в экспорте.

Например, в 2017 году впервые среди лидеров выхода на европейские рынки появились строительные краны, которые поставлялись во Францию. Украина продавала различные лодки в Румынию, Польшу, Литву и в другие страны. Это товары, которые ранее не экспортировались, или поставлялись лет 5-6 назад. В принципе Украины сейчас вроде осваивает новые рынки.

Не менее интересен случай с экспортом сливочного масла. Украина только недавно получила разрешение на экспорт молока и молочных продуктов в Европейский Союз. И мы за 2017 заработали более полумиллиона долларов на экспорте сливочного масла, что не характерно для Украины. Важно смотреть не только на те товары, которые легко экспортировать, а на общую картину.

Вообще свободных ниш в мире, где бы никого не было, нет. Есть товары, о которых мы просто не догадывались, что мы вообще их хотим. Например, мобильных телефонов 20 лет назад не было. Когда их изобрели — это была свободная ниша. С другой стороны, она была занята стационарными телефонами. Поэтому говорить о свободных нишах или их наличии — это довольно странная постановка вопроса.

Можно говорить, что есть более конкурентные и менее конкурентные ниши. Европейский рынок в принципе достаточно конкурентный для всех товаров, что не мешает ему быть ключевым экспортным партнером Украины. Туда Украина направляет сейчас наибольшую долю своих товаров.

Как показывает опыт, все возможно, если упорно работать. Возвращаясь к тем товарам, которые мы экспортировали в этом году, увидим, что Украина начинает выходить на рынок с интересными и нестандартными предложениями.

Эти товары пока не являются доминантными, но они занимают свою нишу. Например, тот же мед. В мире абсолютный лидер по экспорту меда — Китай. Украина его еще не догнала, но она выходит на вторые позиции, вытеснив страны Латинской Америки.

На сегодня мы экспортируем мед большими партиями, не расфасовывая его. Сейчас на Западной Украине открылся завод по переработке меда. Я надеюсь, что он будет поставлять продукцию не только в Украину, но и в ЕС. Экспорт в Европу переработанного и расфасованного меда позволит зайти стране в новые рыночные ниши.

Для освоения совершенно новых свободных ниш, должен быть представлен абсолютно новый супер-инновационный продукт, которым никогда раньше не пользовались. Возможно, такие ниши существуют. Например, военные беспилотники. Недавно прочитала, что Украина на выставке представила беспилотники-камикадзе, которые могут свозить оружие к месту назначения и погибать. Не знаю, это инновация или нет, но есть такие нетривиальные ниши, которые развиваются с нуля, так как появляется совершенно новый продукт.

Или пару месяцев назад в Швейцарии изобрели розовый шоколад. Это новая ниша. А все остальные ниши заняты кем-то более или менее конкурентным. Украине нужно их занимать. Причем эти ниши заняты не только в Европейском Союзе. Все имеют определенные ниши во всем мире. Можно заходить в определенную нишу, развиваться, выяснять, что в этой нише низкая конкуренция. Сложно говорить, что в мире есть пустые ниши.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X