Кому нужны кластеры в Украине
Подкарпатский энергетический кластер объединяет в себе 56 предприятий малого и среднего бизнеса, которые за 4 года работы кластера смогли привлечь для воеводства 23,6 млн евро прямых инвестиций.
Республика Польша сегодня насчитывает более 2,5 млн предприятий, 99,8% из которых – малый и средний бизнес, являющийся стержнем польской экономики. Предприятия МСБ в Польше предоставляют работу более чем 7 млн человек – более 2/3 от всего работающего населения страны. Предприятия МСБ обеспечивают около 50% польского ВВП, 50% экспорта, а также, 60% импорта в страну. 84,5% предприятий МСБ входят в 189 кластеров, которые действуют на территории Польши.
Как работают польские кластеры?
В последнее время происходит быстрая смена профиля деятельности организаций предпринимателей, поскольку, потеряв функции представительства, они начали работать на коммерческой основе, концентрируясь на внедрении кластерного подхода в развитии экономики. Интерес к реализации кластерных инициатив и формированию кластеров в Польше постоянно динамично растет. Так, с 2005 по 2016 гг. более чем 150 кластерных инициатив было разработано и реализовано в Польше. Сегодня, некоторые из них признаются как сформированные инновационные промышленные кластеры. Из деятельности как предпринимателей, так и различного уровня органов власти ощущается и существуют четкие отметки того, что процессы кластеризации происходят практически во всех регионах Польши. Секторы, в которых уже работают идентифицированные кластеры, тесно связанные с региональными возможностями и спецификой. Например, кластеры, которые возникли и сформировались в Люблинском сельском регионе, функционируют в сфере садоводства, выращивания фруктов, хмеля, транспортного обслуживания фермеров, животноводства, производства молочной продукции. В рамках Люблинских кластеров объединились производители агропродукции, компании по производству пищевой продукции, сертификационные агентства, университеты, экспедиторы, сельскохозяйственные консалтинговые центры и др.
В последние годы значительные усилия в Польше вкладываются в развитие конкурентоспособных кластерных объединений (как в традиционной, так и в hi-tech сфере) и в их интернационализацию. В современной польской промышленной политике сформировался комплексный интегрированный подход: кластерная политика стала важным элементом как инновационной политики (knowledge – based economy), так и региональной (bottom – up approach) и промышленной политики (horizontal approach).
К ключевым барьерам в кластеризации экономики Польши и сегодня следует отнести:
- все еще не хватает доверия среди предпринимателей и не хватает желания создавать кооперацию между фирмами в связи с вероятностью, что идеи могут быть украдены;

- недостаточная региональная и локальная политика поддержки промышленных кластеров;
- финансовые барьеры (в т.ч. высокие налоги на ассоциации);
- молодому сектору МСП в Польше не хватает традиций динамичного предпринимательства.
Вместе с тем, эти проблемы характерны и для развития украинских кластеров. Однако, в отличие от Украины, кластерные формирования в Республике Польша является основой для развития современной экономики на региональном уровне.
Превратятся ли украинские кластеры из «клубов по интересам» на двигатель экономики?
Кластеры — это долгосрочное развитие. Этот подход требует перспективы минимум на пять-семь лет. Однако, мир еще не нашел более действенного подхода к экономическому развитию территории, если речь идет о привлечении дополнительных ресурсов в регион.
Сегодня, по данным отчета за 2016 г. Министерства экономического развития Украины, на территории страны зарегистрировано 42 кластера, специализация которых: информационные технологии, машиностроение, сельское хозяйство, энергетика. Вместе с тем, контент-анализ информационных ресурсов позволяет найти интернет-представительства только 5 кластеров, что является яркой иллюстрацией уровня их реальной работы.
С чего начать развитие кластеров в Украине? Прежде всего — с подготовки критической массы управленцев для бизнеса, науки, общественного сектора и местной власти, которые понимают феномен кластера, его преимущества и недостатки. Поэтому в течение последних трех лет эта тема стала составляющей всех МВА-программ бизнес-школ в Украине.
Однако понимания феномена кластера, конечно, маловато. Нужны профессионалы, которые возьмут на себя ответственность за создание кластеров в регионах. И, главное, чтобы эти кластеры не играли роль «закрытых клубов» для их членов, а стали действенным двигателем местных экономических преобразований.
Кластеры должны быть драйверами местных реформ
Менее года назад харьковские представители малого и среднего бизнеса, университеты, работающие в области возобновляемой энергетики и энергоэффективности, органы власти и местного самоуправления объединились в Харьковский энергетический кластер.
Сегодня Харьковский энергетический кластер имеет в своем портфолио целый портфель реализованных энергетических проектов. Самым известным является «Энергоэффективное село», в рамках которого сельский населенный пункт полностью переведен на использование возобновляемых источников энергии (построено 2 твердотопливные котельные для отопления школы и клуба, тепловой насос для отопления больницы, освещено 5 км улиц с помощью солнечных батарей). Кроме того, инициировано создание инвестиционного проекта по строительству солнечной электростанции на 6 МВт, который проходит последние стадии согласования проектной документации. Ведется активный диалог с потенциальными инвесторами относительно строительства ветропарка на 25 МВт и когенерационной установки, добывающей газ со свалки твердых бытовых отходов. При участии кластера создано 3 энергетических кооператива: 2 по производству электроэнергии с помощью фотовольтаики и кооператив по выращиванию рапса и производству биодизеля.
Что дают эти проекты? Новые заказы для предприятий-участников энергетического кластера, новые инновации для развития региона, новые мегаватты электрической энергии для независимости страны. И, конечно, кластер является драйвером местных энергетических реформ, результаты внедрения которых находят отражение в национальном законодательстве. Поэтому украинские кластеры имеют высокий шанс стать драйверами местных реформ: и это не амбициозный вызов, а современная реальность.