Это бета-версия нового сайта Нового Времени. Присылайте свои замечания по адресу newsite@nv.ua

Какую помощь смогут получить малые предприниматели

5 декабря, 15:00
175
Цей матеріал також доступний українською

В любой экономике должен быть двигатель – то, что обеспечит львиную долю роста. Это могут быть инновации, мощный промышленный комплекс или приток дешевой рабочей силы из других стран.

Наш двигатель достался в наследство от СССР – и поэтому абсолютно не соответствует требованиям времени. Неэффективные промышленные гиганты-монополисты, которые базировались на экстенсивном развитии, гарантированном спросе от Госплана и избыточном использовании ресурсов, еще в начале 90-х оказались в затруднительном положении. Размышляя над тем, что может дать стимул мощному экономическому росту в Украине, я понимаю, что вряд ли у нас завтра появятся новые мегакорпорации по китайской модели в чистом поле. Потому что для этого нет ни авторитарной вертикали власти, которая мобилизует финансовые ресурсы на "строительство века", ни притока рабочей силы из неурбанизированными регионов или мигрантов из менее развитых стран.

Поэтому наш путь не революционный, а постепенный: создавать условия для того, чтобы появлялся и развивался новый бизнес, а малые предприятия превращались в средние, которые впоследствии могут становится крупными. Развитие малого и среднего бизнеса (МСБ) может к тому же выровнять реальные дисбалансы в обществе. Сегодня в украинской экономике олигархи, пожалуй, являются "самыми крупными рыбами в пруду", но для здорового развития страны так быть не должно. Увеличение количества бизнесменов, которые формируют экономику, и процветающих секторов и регионов – это большой шаг на пути к деолигархизации. Безусловно, если вокруг олигархов, словно возле секвойи, начнет произрастать лес, тогда они уже не будут выглядеть такими страшными и влиятельными. Кроме того, развитие предпринимательства чрезвычайно важно для решения проблемы моногородов, где одно крупное предприятие фактически доминирует, а все жители зависят от его владельца, причем в вопросах касательно не только работы или быта, но часто и политического выбора.

Очевидно, для развития МСБ государство должно создать благоприятные условия для всего бизнеса и стимулировать развитие специфическими для МСБ инструментами. Какие это должны быть инструменты? В условиях, когда у нас работают 330 тыс. малых и средних предприятий и почти 1,5 млн ФЛП, решение очень сложно генерализировать и применять в масштабе страны. Бизнес, если речь, конечно, не идет о печально известных "дешевых деньгах для каждого", хочет различных вещей. В то же время именно малый и средний бизнес, в отличие от крупного, не склонен к объединению и централизованному представлению своих интересов. Ведь малый и средний бизнес не могут позволить себе нанять лоббистов и юристов, которые собирают и обобщают проблемы, предлагают решения, а потом стучат в двери министерств и требуют принятия необходимых норм.

Именно поэтому мы создали при Минэкономразвития Офис развития малого и среднего бизнеса, который будет анализировать возникшие трудности малых предпринимателей и предлагать инструменты по их решению. Офис уже работает, и я хочу, чтобы предприниматели впервые оценили не абстрактный бюрократический план, нарисованный только в головах чиновников. В первый год работы мы намерены реализовать приемлемые инициативы, которыми можно будет воспользоваться. Это и запуск сети центров поддержки предпринимательства, где будут предоставлять консультации через уже существующую сеть ЦНАП, внедрение механизма частичного гарантирования кредитов для упрощения доступа к финансированию и создание Государственного информационного портала для малого и среднего бизнеса, который обеспечит централизованный доступ ко всей информации для предпринимателей. Кроме этого, Минэкономразвития продолжает работать над дерегуляцией, реформой надзора и контроля, уменьшением количества лицензий и т. д. с целью удешевления стоимости ведения бизнеса каждым предпринимателем.

Некоторые локальные проблемы можно решить даже имеющимся небольшим ресурсом. Кроме доступа к финансированию, большой проблемой для потенциальных предпринимателей, например, является отсутствие нормального объяснения, скажем, как открыть бизнес и что нужно на первых этапах. Поэтому мы еще год назад начали разрабатывать и публиковать на regulation.gov.ua кейсы для отдельных типов малого бизнеса (квест-комната, свадебное агентство, кондитерская, продуктовый магазин и еще 100 различных бизнес-кейсов). Эти кейсы (с образцами документов, ссылками на законодательство и электронные сервисы и т.д.) станут основой для уже упомянутого Государственного информационного портала, содержащего пошаговую инструкцию, как открыть бизнес, как платить налоги, экспортировать или импортировать, нанимать людей, получать финансирование или доступ к учебным программ.

Одной из главных задач Офиса также является получение и систематизация обратной связи об эффективности введенных инициатив и реальных потребностей. Согласитесь, мы не можем разрабатывать государственную политику, основанную только на Facebook-комментариях, особенно если комментаторы публикаций сами не знают, что именно они хотят. "Хочу, чтобы государство не мешало" – самый популярный комментарий под постами об улучшении бизнес-климата, но очень мало авторов могут объяснить, чем конкретно государство мешает их бизнесу.

Малый, средний бизнес и ФОПы обеспечивают работой более 6,5 млн человек, и эта цифра в будущем увеличится. Поэтому развитие МСБ – это и есть новый двигатель украинской экономики и очевидный приоритет для Минэкономразвития. Создание таких отдельных структур, как Офис развития малого и среднего бизнеса (который позже должен трансформироваться в государственное учреждение) – это некий сигнал о том, что государство прилагает максимум усилий к диалогу с предпринимателями. Присылайте в Офис свои вопросы и предложения на мейл: aremizov@me.gov.ua.