Какое будущее ждет Укргаздобычу

26 октября 2016, 13:28
Есть несколько вариантов ответа, но все они зависят от доброй или недоброй политической воли

Как и большинство реформ в Украине, в этом нету ничего нового, но в случае с УГД важно понимать техническую сложность и финансовые возможности именно сценариев вокруг крупнейшей государственной компании по добыче газа.

Видео дня

Вариант “оптимистический” – это политическая воля сосредоточится на том, чтобы сделать компанию эффективной экономически, технологически и конкурирующей на равных с частными добывающими компаниями и независимой от политического влияния. Только по достижению высоких показателей как по добыче, так и в части прибыли компании, этот сценарий предполагает постепенное и, как правило, лишь частичное привлечение стратегического инвестора в капитал компании (приватизация, частичная продажа акций, привлечение капитала через публичное размещение как на внутренних, так и внешних рынках).

Вариант “как всегда” – под лозунгами все лучшее народу, несколько групп поделят сферы влияния между собой, а компания еще долго будет аналогом бразильской Петробрас (Petrobras). Части из групп влияния достанутся заказы из солидных доходов компании, кто-то поназначает себе там близких и дальних родственников на зарплату, а некоторые самые проворные и самые-организованные заимеют себе месторождения, спецразрешение на которые сегодня принадлежит ПАО УГД. И все якобы во имя государственных интересов и народа Украины.

Именно по варианту 2 и происходит противостояние и давление на государственные нефте-газовые компании во всех ресурсных государствах мира. Это никакое не украинское ноу-хау, это всем известное историческое желание политических групп влияния делить природные ресурсы и финансы государственных компаний. И только некоторым странам удается осуществить реальные шаги по оздоровлению государственных добывающих компаний – например, в Норвегии "Статойл" (Statoil), в Колумбии Екопетрол (Ecopetrol). Саудовская Aramco, понимая необходимость модернизации управления компанией, от которой зависит 92% поступлений государственного бюджета, готовится к публичному размещению в 2017 году. В то время как в Бразилии большое количество политиков, включая и бывшего президента страны Русеф, дорого заплатили за свое желание влиять на Петробрас “на пользу народа”, а компания так и остается проблемной.

Я все еще верю в оптимистический сценарий 1 для УГД, а потому и пропагандирую шаги, которые должны привести к его реализации.

Первое и самое главное, это создание для УГД рыночных условий для конкуренции на равных с частными компаниями.

Продукция, производимая компанией, должна быть продана по рыночным ценам. Вопрос социальной справедливости для потребителей должен решаться через рост доходов населения и механизмы их социальной защиты, то есть субсидии и программы энергоэффективности, а не делая вид, что одна и та же продукция может быть более дешевым товаром в ПАО УГД по сравнению, например, с Газпромом. Особенно учитывая то, что именно украинская компания платит налоги в украинский бюджет и создает мультипликационный эффект в экономике.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Вместе с равенством возможностей получения финансовых ресурсов для развития, должны быть и равные возможности для доступа к природным ресурсам, то есть, не нужно для этого или любых других компаний преференций по выделению специальных разрешений на добычу. Ранее исключение объясняли тем, что народ Украины был заинтересован в том, чтобы УГД получало больше спецразрешений на себя, потому что газ якобы пойдет именно народу и по сниженной цене. Не факт, ибо как показало большинство соглашений совместной деятельности – народу Украины доставалась неуплаченная рента некоторыми операторами этих соглашений государственной компании – первоначальные затраты на разведку, а частным операторам – сверхприбыли и газ, который формально продался по заниженным ценам связанным компаниям.

Народ Украины должен быть заинтересован в том, чтобы недра использовались наиболее прогрессивными компаниями, благодаря технологиям и честной рыночной конкуренции могут добыть наибольшее количество газа и заплатить при этом наибольшее количество налогов. Народу Украины - не выгодно создавать какие-то специальные условия, чтобы те, кто рядом с руководством государственных компаний могли ими воспользоваться. В этом году УГД заплатит примерно 26-27 млрд гривен в виде прямых налогов от добычи газа. Часть из этих средств пойдет на субсидии тем, кому нужно, а остальные на другие бюджетные нужды.

Еще больше народу Украины не выгодны условия, которые разрушают потенциал добычи в Украине для УГД и частных компаний, потому что со временем ни газа украинского, ни налогов от компаний уже не будет. Именно поэтому, я выступаю с инициативами, которые создают равные для всех компаний предпосылки для привлечения инвестиций в добычу (децентрализация ренты в пользу местных общин – ЗП №3038, упрощение оформления земельных разрешений на период поисковой деятельности – ЗП №3096, нормирование фискального режима для всех компаний и полная прозрачность всех платежей ЗП №4840).

Второе – создание финансовой и политической независимости способности для руководства государственной компании инвестировать в развитие добычи газа.

Планы по увеличению добычи газа во всем мире являются реальными исключительно благодаря двум основным направлениям, или их комбинации – применение современных технологий в уже существующих скважинах и месторождениях и расширение ресурсной базы за счет поиска новых залежей и бурения большого количества скважин. УГД имеет свой план, который ни один из политиков не может оценить профессионально. Но есть такие, которые быстренько поняли, что этот план не предусматривает их персонального интереса ... Поэтому в адрес УГД звучат упреки относительно целесообразности интенсификации, дальнейших поисковых работ, закупки нового оборудования. Вот если бы УГД купила это в дружеских компаний, то совсем другое дело...

УГД, как государственная компания должна закупать все нужное исключительно через открытые процедуры, где видно, кто и что и по какой цене предлагает этой компании. Определять же, что именно покупать должно руководство компании и ответственный надзорный орган самой компании, а не политические фракции или “кураторы от них”.

Я лично всегда выступала за то, что УГД нужен отдельный технологически-стратегический наблюдательный совет. Бизнес добычи очень динамичный и высокотехнологичный, а потому мне, как потребителю и политику было бы спокойнее, если бы я знала, что сегодняшнему руководству помогают принимать стратегические решения незаангажированные люди, которые на своих прежних работах уже сделали прорыв в части увеличения добычи. Это не гарантирует 100% успеха, но значительно приближает наши шансы на него. Сейчас есть наблюдательный совет НАК Нафтогаз Украины, в состав которой входят опытные иностранные эксперты с многолетней практикой по всему миру, надеюсь, увидим их активную помощь УГД. Однако, если этой экспертизы не будет хватать, то надо ее расширить или создать отдельный профессиональный орган для разработки операционной карты действий применения технологических решений “передового края” (cutting edge) для увеличения добычи с оптимизацией уровня затрат. Ведь газ не может добываться любой ценой, а решения должны приниматься с учетом экономической целесообразности деятельности коммерческого предприятия, которое должно приносить прибыль своему акционеру – государству.

Правительство, как представитель народа, безусловно имеет право и обязанность контролировать реальность и обоснованность планов государственной компании. Но есть ли на стороне правительства сегодня экспертиза технологического прорыва в добыче газа? Вряд ли, а потому Правительство или отдельные его представители не должны советовать руководителям компании или передавать месторождения в совместной деятельности или соглашения о распределении продукции, или включать определенные компании в гарантированные победители тендеров. Потому что именно это быстро приведет к сценарию "как всегда".

Третье – активизация внедрения передовых технологий добычи.

Во всем мире добывающий бизнес переживает сложные времена и не все компании смогут пережить этот кризис. К сожалению, времена 70-80-х годов прошлого века, когда Украина была ведущим поставщиком газа в СССР благодаря простым геологическим условиям – миновали и никогда не вернутся без технологического прорыва.

Успех США в части добычи нетрадиционного газа – это прежде всего новые технологии. Несмотря на высокую стоимость технологий и оборудования для добычи, мы будем долго наверстывать потери последних десятилетий самостоятельно и исключительно за счет внутренних ресурсов. Какой-то частью технологий УГД может овладеть самостоятельно, особенно на уже действующих месторождениях. Но я бы не исключала возможности привлечения международных добывающих и сервисных компаний в помощь. Форма такого сотрудничества должна быть выбрана самим УГД вместе с соответствующими совещательными органами и с доступом всех желающих потенциальных партнеров. Я бы хотела видеть 2-3 новых соглашения о разделе продукции с всемирно известными компаниями, которые помогли бы УГД работать именно на новых площадях. Появление сотрудничества с международными компаниями было бы не просто путем переложения рисков на партнеров по неразведанным месторождениям, но и технологией модернизации всей УГД. Работники, которые получат опыт в этих совместных проектах, постепенно перенесут его и на другие.

Партнеров для УГД стоит искать для сотрудничества там, где есть реальный успех добычи газа. Сегодня это США, Канада, Норвегия, Великобритания и несколько других стран, которые доказали на практике, а не на слайдах-планах, что умеют и знают как вести этот бизнес и за пределами своей страны. Вместе с тем, не надо себя обманывать, потому что к нам сейчас никто не бежит из-за сложных правил ведения бизнеса, фискальных условий и общей ситуации в Украине.

Партнеров точно не надо искать среди неизвестных никому компаний с несуществующим уставным фондом, сомнительными достижениями в прошлом и неизвестными бенефициарами.

Если УГД решит привлекать себе новых партнеров, то условия их участия в совместных проектах должны быть открыты экспертной среде. Никакой коммерческой тайны в этом нет и мировой опыт доказывает, что публикация существенных условий соглашений о разделе продукции, сервисных соглашений с государственными компаниями как раз и является залогом успеха этих сделок. Именно такой подход открытости мы с коллегами-соавторами предлагаем в законопроекте №4840, который усиливает позиции Инициативы Прозрачности Добывающих Отраслей (EITI).

Моя мечта для УГД – это эффективная, высокотехнологичная, конкурента добывающая компания, которая применяет современные технологии, создает рабочие места и обеспечивает страну значительно большим количеством газа. Не зависимо от того, будет ли она в будущем государственным, как сегодня, с частичным привлечением частного капитала, как в Норвегии, или полностью частным, как все компании в США или Великобритании, УГД должна быть прежде всего эффективной с точки зрения доходов для бюджета Украины и показателей добычи газа.

Показать ещё новости
Радіо NV
X