Как выработать корпоративную культуру

8 октября 2018, 15:00

В последнее время довольно популярной становится фраза "надо мыслить, как стартап".

Это однозначно классная идея, но здесь есть одно важное "но". Стартапы могут позволить себе построить корпоративную культуру с нуля и быть бунтарями каждый день. Ведь на начальных этапах их основная задача - это "выжить" и предложить миру то, от чего он не сможет отказаться. А это требует нескольких десятков экспериментов и незаурядной креативности. В то время, как "гиганты" нашего рынка, которые хотят настроиться на новый лад, должны перезагрузить существующий status quo, и нередко это означает изменение убеждений и правил игры. Поскольку инновации требуют новой корпоративной культуры, которая будет совпадать с "духом" изменений и способствовать их воплощению в жизнь.

Видео дня

Так что же такое корпоративная культура?

В сознании многих людей корпоративная культура не ассоциируется с чем-то драйвовым и динамичным. Это скорее статическое понятие, которое охватывает набор каких-то правил, которые "живут" отдельной жизнью от сотрудников компании. К счастью, феномен культуры эволюционировал и приобрел совсем другую окраску. Поэтому я надеюсь, что это ложное ощущение "незначительности" корпоративной культуры со временем отойдет в небытие.

Сегодня корпоративная культура – это экосистема компании, которая охватывает не только ее внутреннюю среду (ее сотрудников), а распространяется и на клиентов, и на контрагентов соответствующего игрока рынка. Если говорить проще, это упорядоченный способ, как компания делает повседневные вещи. Обратите внимание, "делает", а не "хочет делать" или "могла бы делать".

Организация, которая может одновременно выполнять свою основную работу, параллельно генерируя и воплощая в жизнь инновационные идеи, претендует на звание ambidextrous organization (термин предложено Charles A. O'Reilly III & Michael L. Tushman). Это как будто компания одной ногой находится в нынешних реалиях, а другой - в будущем. Сложно, но возможно.

В книге "Corporate cultures: The rites and rituals of organizational life" приводятся четыре важных ингредиента, входящие в рецепт корпоративной культуры: ценности, истории, ритуалы и герои.

Попробую рассказать об этих компонентах на примере Европейской Бизнес Ассоциации. У нас многое меняется, но ценности, на моей памяти, подверглись наименьшим преобразованиям. Такие принципы, как прозрачность, уважение, партнерское отношение, забота, верховенство права являются прочным скелетом Ассоциации, на который годами наращивались мышцы.

Истории... их множество. Когда-то, получив запрос от одной компании, сотрудники настолько погрузились в решение соответствующей проблемы, что просто забыли уточнить, является ли эта компания участником бизнес объединения. Как вы догадались, это была не членская компания. А когда этот факт всплыл, компания была настолько поражена клиентоориентированным подходом, что вскоре стала членом Ассоциации, даже не догадываясь, что в работу ее кейс взяли по ошибке.

Многим компаниям-членам Ассоциации известен такой ритуал как EBA Welcome Сoffee. С одной стороны, это просто приятное знакомство с вновь прибывшими участниками Ассоциации за утренним кофе, но на самом деле для нас - это большой праздник. Такие встречи говорят о том, что мы сможем быть полезными для новоприбывшего бизнеса.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Что касается героев, то и их у нас немало. А что самое главное - у каждого есть возможность стать героем Ассоциации. У нас есть герои, которые запустили и развили направление поддержки микро-бизнеса (UNLIMIT Ukraine). Которые с годами "подрастут", встанут на ноги и сделают свой вклад в развитие нашей экономики. Как вы помните, Ассоциация работает для того, чтобы совместными усилиями решить важные для инвестиционного климата Украины вопросы и улучшить его в пользу индустрии, общества, экономики и страны в целом. Поэтому нельзя не вспомнить о наших героях, которые защищают интересы компаний-членов Ассоциации. За каждой маленькой и большой победой стоят многочисленные встречи, жаркие дебаты как внутри нашей организации, так и с органами государственной власти. А еще герои невидимого фронта, благодаря которым каждый день на работе проходит уютно и приятно.

Процесс становления, трансформации корпоративной культуры - это как составление паззла, деталей так на 1000, а может, и на миллион. Это довольно длительный и кропотливый процесс, но в конце концов можно получить невероятный результат. В то же время нельзя забывать, что главной составляющей культуры есть люди разных поколений, возраста и культур.

Мы много времени уделили тому, чтобы сформировать книгу культуры Ассоциации. Постоянно казалось, что чего-то не хватало или что-то не до конца соответствовало действительности. И вот наконец мы достигли внутренней гармонии между словом и делом и готовы поделиться с вами нашим "инновационным" стандартом.

Надеемся, это вдохновит вас на дальнейшие шаги для развития корпоративной культуры и внутри вашей компании.

Показать ещё новости
Радіо NV
X