Как Украине победить в войне

26 октября 2017, 17:28
Вот уже почти четыре годам мы воюем с соперником, который значительно сильнее нас. Поэтому побеждать необходимо симметрично

Традиционно в военных конфликтах мультипликатором для таких событий выступают технологические инновации.

Для украинской армии это в первую очередь технологии, связанные с координацией различных подразделений, автоматизированным управлением боем и ведением разведки.

Видео дня

Успешным примером подобных технологий могут выступать БПЛА (беспилотные летательные аппараты). До начала вооруженного конфликта на востоке страны не было ни одного БПЛА отечественного производства. Сегодня это – новая, полноценная индустрия с существенным объемом качественных предложений.

Во-вторых – финансы для создания технологий с экстрадобавочной стоимостью, таким образом формируется инновационно-ориентированная экономика страны.

Проблемой для первого и второго является то, что инвесторы боятся вкладывать деньги туда, где правила игры не определены. В таких случаях большинство мыслит в рамках черного сценария: если правила не урегулированы, у меня продукт или отнимут, или же мое решение в этой стране никому не будет нужно. Однако, чтобы двигать вперед такой серьезный сектор экономики как ОПК, нельзя играть в одни ворота. Обобщенный секрет успеха – меняться и адаптироваться обоим – и государству, и частному сектору. Несколько слов, почему именно так.

  1. Большинство инновационных активов – интеллектуальная собственность. Слабая защита такой собственности плохо влияет на капитализацию индустрии. Однако даже в случае успешного старта высокотехнологические проекты не остаются в государствах со слабой юрисдикцией. Поэтому необходимо или же довести уровень защиты интеллектуальных прав в украинском законодательстве до уровня таких стран как Сингапур, США, Канада, Дания, Финляндия, или же разрешить компаниям регистрировать интеллектуальную собственность в другой юрисдикции, однако без барьеров применять ее тут. У нас также есть примеры, когда наши ученые создают продукт, потом он начинает пользоваться стабильным спросом за границей, а в конечном итоге компании меняют юрисдикцию наиболее стабильную и комфортную для заказчика. Такая история недавно произошла с одним из производителей беспилотников, которые всей командой выехали в Китай. К тому же механизм частно-государственного партнёрства в Украине до сих пор не работает, и авторы проектов не защищены от возможного нерыночного поведения государства.
  2. Государственные оборонные закупки осуществляются по государственным оборонным заказам, и в Украине они практически все являются секретными. Поэтому если украинская компания хочет продать свою разработку в Минобороны, ей необходимо создать новый отдел секретной документации, проходить сертификацию, военную приемку. В действительности это не столько супер-страшно, сколько супер-непонятно. То есть, бизнес-модель не на поверхности. Предприниматели и инвесторы сознательно избегают этих возможностей. Безусловно, есть вещи, которые в воюющих странах необходимо поставлять в армию по засекреченной процедуре, однако далеко не все. Нам нужно внедрять корпоративные модели закупок в Минобороны, регулировать взаимоотношения межу частным сектором и госзаказчиком на основании контрактных обязательств. Приведенный пример – не фантазия. Этот механизм успешно работает в странах Североатлантического Альянса. И применять данные стандарты Альянса на практике необходимо уже теперь, не ожидая решения о вступлении в НАТО.
  3. У нас плохо работает частный оборонный сегмент, создано мало частных компаний.

    В индустрии в этом направлении делаются первые существенные шаги. Свидетельство тому – создание таких объединений как Лига Оборонных Предприятий Украины (Лига). На мой взгляд, идея объединить малые предприятия под одной крышей в целях качественного переоснащения Вооружённых сил Украины – очень удачная.

    Также это Платформа Развития Инноваций, – агентство, которое уже сегодня создает проекты оборонного характера, объединяя между собой разработчиков, инвесторов и предприятия для создания конкурентного товара.

    Касательно самих предприятий – их более чем достаточно для достижения любой смелой мечты. Возвращаясь к тем же БПЛА, можно вспомнить таких лидеров отечественной роботизированной техники, как "Укрспецсистемс" и "Спайтек", и это далеко не конец списка.

    От формирования конкурентного рынка выиграют все, и на рынке будет бум новых интересов, как это произошло, например, в Хорватии. За считанные годы местная компания HS, которая выпускает пистолеты и другое стрелковое оружие, стала реальным конкурентом Глоку (Glock). Есть компания, которая наладила производство касок, которые стали одними из лучшим в мире, а также производит очки, экипировку. У хорватов также существует аналог нашего Укроборонпрома, однако наряду с ним работает и частная компания ГеоСистемз, которая выступает площадкой для экспорта и импорта, а также консультантом для международных институций.

  4. Постепенно отказываясь от архаичного постсоветского типа маркетинга, нам все еще не хватает качественной упаковки в широком понимании этого слова. Поэтому все более важная роль индустрии будет отводится таким акселераторам как Платформа Развития Инноваций. Подобные платформы должны сформировать и научить рынок правильно упаковывать идеи и продукты, говорить на одном языке с инвестором, сглаживать все неровности.

  5. Когда в Украине кто-то создает инновацию, и даже правильно ее упаковывает, ради финансового результата приходится ориентироваться на экспортные возможности. Для этого в Украине работают специальные экспортеры, являющиеся частью Укроборонпрома. Они абсолютно нормальные компании, заинтересованные в том, чтобы успешно экспортировать, но живут, собственно говоря, за счет комиссий. Однако по причине значительного количества коррупционных случаев в предыдущие годы, шлейф негативного имиджа тянется за ними до сих пор. Поэтому и государственным, и частным компаниям необходимо демонстрировать больше открытости, лоббировать и практиковать новые модели привлечения финансирования, научится делать совместные проекты с компаниями мирового уровня.

  6. Инновации возникают на стыке технологий, а многие гражданские технологии – это упрощенные версии военных технологий. В США и Израиле давно практикуют схему, по которой готовится инновационная идея, засекречивается и используется в оборонных целях, а потом через определенное время попадает в гражданский оборот. Идея, которая лежит в основе телефонного приложения для телефона для распознавания названия композиции, также когда-то развивалась для разведывательных целей, а точнее – для распознавания голосов террористов в реальном времени. Интернет и GPS – на сегодняшний день это обычные вещи, но если вспомнить историю их создания, вы увидите чисто военные разработки Министерства обороны США в рамках инициативы Агентства Передовых Оборонных Исследовательских проектов DARPA.

  7. Использование систем еще советского производства для их апгрейда и модернизации с помощью своих ноу-хау – это полезно. В Украине, например, существует компания, которая в свое время выиграла американский грант на переоснащение старой советской артиллерии периода Афганистана и теперь сама производит технологические вещи – электронные прицелы, автоматизированный расчет, что в свою очередь позволяет существенно сократить время попадания снаряда. Также есть компания, которая производит специальные системы подавления мобильной связи и поставляет их по всему миру. Результаты подобной работы проявляются не за один год, однако это также стимулирует инновации.

Обобщая: в сфере производства военной техники и экипировки мы должны стать вторым Китаем, но честным по отношению к чужой собственности, ответственными за качество, с такой же развитой инфраструктурой и успешной логистикой. Но для этого необходимо ускорится.

Показать ещё новости
Радіо NV
X