Как Украине добиться прорыва
Деклассировать - очень спортивный глагол, подошел бы наиболее. Обозначает "понизить класс", "опустить ниже", "лишить возможности". А еще используется в виноделии, - это когда производитель по известным только ему причинам понижает класс вина, и какое-нибудь тосканское аристократическое с нотками физалиса становится суровым столовым пойлом.
Но речь пойдет не о спорте и вине, хотя "конкуренция" первого и "уникальность" второго очень даже связаны с предметом, который давно хотел для себя описать.
Итак, визия нашей любимой страны.
Очень жгучая тема, треть страны -так уж точно - об этом уже подумала, даже делала, участвовав в стратегических сессиях известных ГО. Еще треть думает уже по второму разу.
"Ну что опять не так с визией Неньки?"- спросит читатель.
А вы ее знаете? А как она звучит? Вы уверены, что то, что вы вспомнили - это именно визия?
Сразу оговорюсь - моя цель не "деклассировать" наработки по этой теме умнейших людей страны, экспертов и общественных активистов. Более того, ознакомившись со многими материалами, удивляюсь познаниям и глубине наших соотечественников: в некоторых случаях - это чтение для реальных интеллектуалов, это два образования (в т.ч. философское) и рюмка чая, чтобы понять. Без иронии.
И это есть именно то, что мучает - понимание визии страны "широкими массами", и соответственно - вера в нее, объединенность политиков вокруг нее и уже отсюда - адекватные цели и стратегии достижения.
По моему мнению, наиболее продвинутые исследования по теме делала "Нова країна" и "Несторовская группа". Там очень много всего, важного и мелкого, крупного и детального, но четкую картинку будущего (чем и является визия) - увы, увидеть не так просто. Не потому, что там ее нет, скорее потому, что она не явная.
Проведите эксперимент на фокусной группе из 3-5 знакомых разного социального/образовательного уровня, попросив их лаконично/четко ответить на вопрос "Какая в Украины, как страны, визия?". Из того, что вспомнят - скорее всего, это визией не будет, в понимании ее как яркого и масштабного образа будущего, в понимании ее как мечты.
Итак, у меня нет и не может быть претензий к авторам различных трудов на эту тему, я просто сам для себя хочу понять - а какая у нас визия?
Зачем мне это?
Ну пока чисто личный интерес - иностранцы иногда спрашивают: А в чем фишка Украины? Вы там у себя к чему стремитесь? Каким видите ваше будущее? Что Вы там делаете? Просто работу?
И ты начинаешь вспоминать череду из услышанного или прочтенного ранее про "європейский выбор", "украинское счастье и свободу", "богатую и независимую", "колыбель нового сознания", "стабильный рост", "страну, которая воодушевляет, дышит вольно и меняет мир" и другие правильные и гордые вещи.

Но когда думаешь о США, то на ум почему-то сразу приходит древнее, но живое и понятное "страна возможностей", об Израиле - прорывное "стартап-нация", о Германии - свежайшее "индустрия 4.0".
Да, таково их будущее. А их текущие действия и стратегии - направлены на его достижение. Гешефт в том, что осмысление приводит к более разумным, цельным и фокусным действиям; то есть решения в настоящем лучше резонируют с этой картинкой будущего; в итоге - политики, управленцы и исполнители релевантно и слаженно действуют, а точки зрения становятся не разобщающими, а объединяющими. И поэтому у таких стран есть будущее. И этим они отличаются. Определились куда, понимают зачем и знают как. Гармония и синергия. А все остальное - это вопрос планирования, execution и тд.
Из мира корпораций известны и другие очень концентрированные, вдохновляющие на тот момент времени, хорошо сработавшие визии, например, - "Компьютер на каждом столе" (Стив Джобс), или "производить доступный автомобиль" (Генри Форд).
Изобретая свои визии, правильные страны и корпорации обычно отвечают на пару вопросов: "Кем/чем мы хотим стать? Что есть то, ради чего мы работаем? Где мы хотим оказаться?".
Исходя из MBA-практик, можно определить ряд критериев (характеристик) хорошей визии. Но, увы, для Украины - страны ну очень нестандартной - такие стандартные критерии не достаточны.
Впервые по серьезному задумался над таковыми, общаясь в прогрессивной команде Минэкономики на тему "Хай-Тек стратегии", когда буквально на каждой встрече участники сваливалась в дискуссию "зачем это все, ради чего, для достижения какого состояния".
Выработанные критерии-характеристики визии могут хорошо помочь слепить ее формулировку.
Получился следующий перечень:
1. Уникальность. Попытаться максимально уйти от визий полтораста стран аля "стабильный рост", или "благополучие граждан". Важны дифференциация и spirit.
2. Наличие exposure, т.е. не закрытость на себя, а наборот, экспозиция на мир. Нам это присуще.
3. Учесть глобальные тренды: глобализация, урбанизация, дигитизация, но передать их без использования этих слов, прежде всего ради простоты.
4. Содержать действие, побуждение, некий психологически сильный глагол.
5. Содержать что-то сакральное, символичное, древнее, от чего бы враги трепещали.
6. Дети, семья - must-have для украинцев. Ключевая общественная ценность.
7. Быть релевантным к нашей действительности: как-то надо лечить экономику, включать человеческий капитал, удерживать и привлекать мозги, менять образование.
8. Быть challenging.
9. Быть "человеческим", понятным, даже наивным, но этим и сильным.
10. И конечно, в лаконичной форме по максимуму сохранить дух, смыслы и идеи предыдущих наработок по теме.
В результате, я пришел к следующей формулировке. Подаю исключительно на украинском языке:
"Всі разом та кожен окремо ми вишиваємо країну, де хочуть жити, працювати, творити, навчатися, відпочивати - українці та люди Світу, дорослі та діти".
Как вам такой вариант? Мочить можно и нужно.
Чтобы построить такую страну, понадобится очень инновационная стратегия, очень мощные трансформации, а простых и стандартных вещей (реформы, коррупция, верховенство) будет мало.
А когда получится - нас будут хотеть ВСЕ.
Но главное - мы начнем хотеть такую страну сами, потому что будем получать кайф и драйв от места, где невозможное возможно.