Как снизить цену на газ

14 августа 2018, 14:00
Цей матеріал також доступний українською

В Украине необходимо создавать действенный цивилизованный рынок газа, с прозрачными условиями для всех участников и потребителей.

31 июля 2018 года Кабинет Министров Украины своим постановлением продлил действие пресловутого ПСО Положения о возложении специальных обязанностей на субъектов рынка природного газа для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа до 1 сентября 2018 года.

Секретариат Европейского энергетического сообщества уже инициировал рассмотрение вопроса о ПСО, что может иметь крайне негативные последствия для Украины. Постановление Кабмина вынуждает Нафтогаз продавать газ для отдельных участников рынка (ТЭК, населения) по льготным заниженным ценам, установленным Кабмином. Но постановление принималась как временная и вынужденная мера и должна была действовать до 1 апреля 2018 года, однако его действие КМУ в очередной раз продлевает.

  1. ПСО превратилось в механизм коррупционных схем

Проблема в том, что в Украине ПСО превратилось в непрозрачный и политический механизм создания нерыночных цен на газ. Сейчас оно используется для организации коррупционных схем и воровства газа и денег, превращая саму идею создания прозрачного рынка газа в Украине в коррупционный кошелек для олигархов и чиновников.

У разработчиков Закона Украины О рынке природного газа были довольно разноплановые представления о будущем рынка природного газа в Украине. Соответственно и имплементацию основных положений закона трактуют по-разному. Для КМУ это реверсивный постсоветский подход в виде "Положения о возложении специальных обязанностей на субъектов рынка природного газа для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа (ПСО)". А для участников рынка достаточно непонятный подход с точки зрения общепринятых международных стандартов реализации положений Закона Украины О рынке природного газа.

  1. Зачем ПСО Кабмина

Кабинет Министров Украины, внедряя ПСО, имел целью решить несколько для него неудобных проблем. Во-первых, удержать на неопределенный период социальную цену на природный газ. Во-вторых, удержать состояние рынка природного газа в текущем положении, потому что это не требует от КМУ дополнительных усилий для развития нового рынка природного газа. К тому же это позволяет контролировать основные процессы, влияющие на тарифное ценообразование. В-третьих, нежелание менять рынок дает возможность отсрочить внедрение процессов монетизации субсидий. А именно этот процесс реально может уменьшить финансовую нагрузку для населения. Снижение цены на газ в обществе воспринимается буквально, как снижение цены, а не как монетизация социальной цены, которая должна стать эквивалентом рыночной цены на природный газ. КМУ не может себе этого позволить, поэтому на сегодняшний день эта стоимость остается на бумаге, что затрудняет функционирование участников рынка. Представьте себе, только по состоянию на 01.01.2018 задолженность государства по оплате льгот и субсидий перед участниками рынка составила 10 млрд грн, и ситуация ухудшается. Это приводит к тому, что разницу КМУ покрывает за счет уменьшения поступлений от реализации природного газа Нафтогаз Украины, что придает обсурдности в этом вопросе. КМУ своим бездействием делегировало решения проблем функционирования теплогенераций в Украине на участников рынка природного газа. Яркий пример – газоснабжение теплогенераций города Киева. Вопиющим фактом, даже для Генеральной прокуратуры, кажется, что договорами ведения распределительных сетей, которые де-факто пребывают в собственности КМУ, безвозмездно пользуются облгазы. Самое главное, что идеология подходов КМУ позволила сформировать нерыночный подход к формированию цены на природный газ и позволяет реализовать целый ряд коррупционных схем на разнице в цене. Это видно и на примере схемы по Новояворовской и Новораздольской ТЭЦ. В перспективе цена коррупционного пирога на отопительный сезон 2018-2019 гг. составит не менее 5,4 млрд грн. Тогда возникает вопрос, а что же предпринимает КМУ для того, чтобы выйти из этой ситуации, или ПСО как "общественного интереса" превращается в политический и карманный "интерес" Кабмина?

  1. Единственные выгодоприобретатели внедрения ПСОэто облгазы

Основные участники рынка природного газа Украины – добывающие компании (частные и государственные), трейдеры (частные и государственные), компании, которые транспортируют природный газ: УТГ (магистральные газопроводы), облгазы (распределительные газопроводы). Ожидания от внедрения основных положений Закона Украины О рынке природного газа были у каждого из них, но получилось ПСО. Для добывающих компаний приоритетом было ожидание формирования рыночной цены и снижение налоговой нагрузки. Однако удовольствие получилось частичным. Это влияет на темпы роста добычи и разведки новых газоносных площадей. Косвенно ПСО снижает ликвидность рынка для добытчиков на 17%. Для трейдеров (импортеров) природного газа, как для основных модераторов формирования рыночной цены, ПСО оградило рынок населения, ТКЭ и других льготных категорий. Это, по их мнению, противоречит Закону Украины О рынке природного газа и создает дисбаланс на рынке, снижает емкость и возможность представления за счет создания конкурентной среды, более выгодного предложения потребителю.

Для УТГ (оператора магистральных газопроводов) ПСО является наиболее проблематичным с точки зрения основной операционной деятельности. ПСО нарушает рыночную основу товарооборота (деньги-товар), по сути балансировку неопределенных объемов для населения, ТКЭ и других льготных категорий на лицензионных территориях облгазов. А это наносит ежемесячный ущерб государственному бюджету и требует постоянного дополнительного контроля. Единые выгодоприобретатели от внедрения ПСО – облгазы, которые в пределах лицензионных территорий бесконтрольно миксуют разноценовые газы, списывая на расходы и другие цели значительные объемы социального газа. При этом население и другие льготные потребители отнюдь не ощущают заботу КМУ из-за внедрения ПСО. А последнее улучшение от КМУ в подарок облгазам – это повышение норм потребления природного газа без счетчиков для населения, которое якобы не увеличивает социальной цены природного газа, но сумма счета для населения без счетчиков вырастет более чем в 2 раза.

  1. Если не отменят ПСО, международные партнеры пересмотрят отношения с Украиной

Все существующие проблемы по внедрению ПСО показывают несостоятельность нерыночных преференций. Ведь фактически сформирована основа для системных злоупотреблений. Таким образом, рынок природного газа Украины выводится за пределы международного рынка в серую зону, где действуют нерыночные правила ведения бизнеса. Неадекватность имплементации основных положений Закона Украины О рынке природного газа заставляет международных партнеров Украины пересматривать условия взаимоотношений не только в газовой сфере, а и в смежных сферах. Это непосредственно влияет на взаимодействие с МВФ и другими международными финансовыми институтами, с которыми сотрудничество сокращается, а иногда и вовсе приостанавливается.

Вывод напрашивается простой – в Украине необходимо создавать действенный цивилизованный рынок газа, с прозрачными условиями для всех участников и потребителей. В частности, необходимо незамедлительно определить и внедрить основные атрибуты рынка газа – это создание оператора рынка (коммерческое балансировки) и газового хаба, на котором будут совершаться спотовые и фьючерсные договорные отношения в сфере купли-продажи природного газа в стране. А главным условием имплементации Закона Украины О рынке природного газа должны стать прозрачность и действенность рыночных механизмов, и тогда основной лозунг газовиков Украины – о безаварийном и бесперебойном снабжении природного газа потребителям Украины – получит наполнение для его практической реализации.

Журнал НВ (№ 21)

Парламентские списки

Благодаря двум новым политсилам парламент ждет беспрецедентное в истории Украины обновление

Читать журнал