Как снизить аварийность на дорогах
Эта тема делает наше общество небезразличным к проблемам безопасности на дорогах. И когда в публичных дискуссиях говорят о мерах повышения безопасности и уменьшении количества ДТП, мы слышим много разных инициатив. Однако зачастую в этих дискуссиях забывают о том, что внедрение таких инициатив обычно связано со значительными расходами бюджетных средств. К примеру, существенное снижение аварийности на дорогах Польши стоило налогоплательщикам более 10 млрд евро.
К сожалению, возможности бюджета Украины очень ограничены. Поэтому нам сейчас важно правильно приоретизировать мероприятия по повышению безопасности на дорогах, чтобы не фантазировать о тех средствах, которых нет в настоящее время и в ближайшее время точно не будет.
Предлагаем рассмотреть пять простых и – что очень важно – недорогих мер, которые позволят снизить количество ДТП в наших условиях и существенно уменьшить количество пострадавших.
Пять простых шагов.
Шаг первый.
Снижение скорости в населенных пунктах до 50 км/ч.
Для это нужно всего лишь в Правила дорожного движения (ПДД) внести изменения, которые бы установили такой лимит скорости для водителей в населенных пунктах. Важно также в Кодекс об административных правонарушениях ввести штраф за превышение скорости на 10 км/ч от разрешенной. Каждый водитель должен понимать: превысил скорость на 10 км/ч, а не 20 км/ч – заплати штраф. Дисциплина в этом вопросе играет очень важную роль.
Во всех странах ЕС действует ограничение скоростного режима в населенных пунктах до 50 км/ч. Исследования доказали, что снижение скорости с 60 км/ч до 50 км/ч позволяет снизить уровень травматизма для пешеходов на 90%.
Однако местные власти в городах ЕС, несмотря на общее правило 50 км/ч, определяют в населенных пунктах те дороги, где можно увеличить максимальную скорость до 70, 80, 90 км/ч, при этом обеспечив безопасный проезд. Причем таких дорог немало.
Например, в Киеве скорость движения выше 50 км/ч может быть установлена на Набережном, Надднипрянском, Столичном, Дарницком шоссе, проспектах Воссоединения, Генерала Ватутина, Бажана, ул. Набережно-Рыбальской, Богатырской, Северной Кольцевой дороге, в левых полосах проспекта Победы.
Кроме того, можно сделать ограничение скорости в определенном временном промежутке. Так, к примеру, в Польше ограничение скорости 50 км/ч на дорогах населенных пунктов по общему правилу действует с 6.00 до 23.00. В ночное время скорость автомобилей может достигать 60 км/ч. Этот опыт вполне можно внедрить и у нас.
Шаг второй.
Безопасные пешеходные переходы с обязательной подсветкой и дублированием знака «Пешеходный переход» над проезжей частью.
Для этого нужно оборудовать переходы подсветкой и продублировать знаки над проезжей частью, что позволит существенно повысить видимость перехода для водителей.

Также пешеходные переходы нужно либо «поднять» над уровнем проезжей части, либо оборудовать выделенными над поверхностью островками безопасности, а также установить желтый мигающий светофор. Все это, по статистике, снижает уровень ДТП на переходах до 70%.
Шаг третий.
Инженерные решения для принудительного замедления движения машин на въездах в населенные пункты.
В странах Европы и Северной Америки на въездах в населенные пункты применяются инженерные решения для принудительного снижения скорости водителей (Traffic calming measures). Такие меры безопасности хорошо себя зарекомендовали, ведь проехать ограничители со скоростью более 50-60 км/ч невозможно.
В отличие от распространенных в Украине средств ограничения скорости - «лежачих полицейских», Traffic calming measures не имеют негативного влияния на техническое состояние автомобиля и не создают неудобств для пассажиров автомобилей.
Нам нужно обеспечить введение такого комплекса мер на въездах в населенные пункты и в аварийно опасных местах.
Шаг четвертый.
Использование качественных дорожных знаков, которые размещаются в соответствии со стандартами и хорошо видны водителю во время движения.
На сегодняшний день 80% знаков не соответствует действующим стандартам, многие из них плохо видны даже днем, что зачастую приводит к трагическим последствиям.
Для изменения ситуации нужно на аварийно опасных участках дороги и перекрестках установить новые знаки, соответствующие стандартам.
Особое внимание следует уделить информационно-указательным знакам в населенных пунктах. Эти знаки должны давать водителям необходимую информацию для правильного ориентирования. Это важно и для транзитного транспорта, чтобы правильно выбрать маршрут и осуществить необходимые маневры.
Шаг пятый.
Уменьшение количества наружной рекламы вдоль проезжей части. Реклама, которая заполонила наши улицы и дороги, отвлекает внимание водителей. В результате происходят ДТП, причиной которых в соответствии с протоколами, является не реклама, которая отвлекает внимание водителей, а сам водитель, который «не соблюдал безопасную дистанцию» или «не справился с управлением».
Европейские стандарты размещения рекламы на дорогах основаны на принципах того, что внимание водителей должно быть четко сфокусировано на дороге, дорожной обстановке и знаках, любая отвлекающая информация запрещена.
Для уменьшения количества рекламы на дорогах нужно внести изменения в закон об автомобильных дорогах, введя строгие нормы регулирования размещения рекламы. Нам пора отказываться от правил, пролоббированных участниками рекламного рынка, которые не заботятся о безопасности на дорогах и в погоне за своей прибылью готовы жертвовать жизнями тысяч наших соотечественников.