Как работает бизнес в зоне АТО
Некоторые компании смогли перерегистрировать свои офисы на подконтрольной Украине территории, однако большинство все-таки физически не может перенести свои производственные активы. Преимущественно это происходит по двум причинам: захват производства, или же просто физическая невозможность передвижения производства.
Согласно украинскому законодательству такие компании должны перерегистрироваться на подконтрольной Украине территории и платить налоги в государственный бюджет. Однако, изменение юридического адреса в государственном реестре не влияет на местонахождение самих производственных участков таких предприятий. При этом важно отметить, что на сегодняшний день на территории, не подконтрольны украинской власти остаются в большинстве предприятия, имеющие объекты недвижимости и/или земельные участки на территории проведения АТО, в том числе производственные мощности, которые среди прочего могут составлять и цельные имущественные комплексы. Осуществлять хозяйственную деятельность на неподконтрольной территории не запрещено при условии уплаты налогов в государственный бюджет Украины, даже тех, которые отнесены в местные бюджеты... Однако компании, которые остались на территории проведения АТО постоянно сталкиваются с рядом проблем. Обозначим основные их них:
Определение территории проведения антитеррористической операции
Согласно статье 1 Закона Украины О временных мерах на период проведения антитеррористической операции №1669 территория проведения антитеррористической операции определяются Кабинетом Министров Украины. Так, Кабинет Министров Украины утвердил Распоряжение от 30.10.2014 г.. № 1053-р Об утверждении перечня населенных пунктов, на территории которых осуществлялась антитеррористическая операция, однако уже 5 ноября 2014 Распоряжение № 1079-р. остановило действие утвержденного списка. На протяжении более года Закона Украины №1669 не мог применяться, поскольку не было определено территорию, на которой проводилась АТО.
Только 2 декабря 2015 Кабинет Министров снова утвердил перечень населенных пунктов, на территории которых осуществлялась антитеррористическая операция. Принят перечень включает в себя населенные пункты, в которых проводилась АТО, в частности освобожденные города Краматорск, Славянск, также определенные города и поселки Харьковской области. Таким образом, освобожденые города и поселки можно отнести к территории проведения АТО. Данная трактовка приводит ко многим коллизиям при применении закона.
Кроме того, с целью смены руководителя или учредителя некоторые предприятия перерегистрировали свой юридический адрес в населенных пунктах в Донецкой области, подконтрольные территории Украины. Однако, 2 декабря 2015 такие населенные пункты снова попали в перечень населенных пунктов на территории которых осуществлялась террористическая операция, а значит, опять попали под запрет смены руководителя / учредителя.

В декабре 2015 года народными депутатами был предложен проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно уточнения понятия территория проведения антитеррористической операции и совершенствования механизмов ее определения» №3737 от 29.12.2015, который сможет решить эту проблему. В частности, законопроектом 3737 предлагается, чтобы Служба безопасности Украины публиковала на своем официальном веб-сайте и ежемесячно предоставляла актуальной перечень населенных пунктов контре находятся в зоне проведения АТО. Таким образом можно будет отследить какие именно населенные пункты и когда находились в зоне проведения АТО.
Такие изменения могут значительно облегчить применения Закона Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» №1669, а также помогут физическим лицам и компаниям, которые остались на территории проведения АТО.
Временный порядок въезда на неконтролируемую территорию и выезда из нее граждан Украины и иностранцев (лиц без гражданства)
Временный порядок въезда на неконтролируемую территорию имел несколько редакций и постоянно обновляется и публикуется на сайте Службы безопасности Украины и Государственной фискальных служб. Получение разрешения для перевозки грузов через линию соприкосновения пока имеет определенные сложности. Решение о выдаче разрешения на перевозку грузов принимается Координационным Центром, который находится в городе Краматорск Донецкой области. Учитывая большую загруженность Координационного Центра выдача разрешений может растянуться до нескольких месяцев. В свою очередь, Временным Порядком не предусмотрено сроки рассмотрения Координационным Центром заявок. По этим причинам компании вынуждены простаивать, ожидая такое разрешение.
Так, первая редакция Временного порядка была опубликована 22 января 2015. У некоторых компаний заявки были рассмотрены лишь в мае 2015 года. С июня 2015 года редакция Временного порядка была обновлена, а действие предыдущей редакции Временного порядка - приостановлена, что привело к аннулированию предыдущих Перечни предприятий и к необходимости повторной подачи заявок предприятиями. Итак, в июня 2015 года важной проблемой для компаний стали изменения временного порядка, согласно которому все перемещения товаров с на неконтролируемые территории осуществляются исключительно железнодорожным транспортом, кроме гуманитарной помощи и других случаев, установленных временным порядком. Компании которые имеют производство на неподконтрольной территории крайне важно ввозить сырье и вывозить сырье с территории проведения АТО, делать это железнодорожным транспортом значительно труднее технически и материально. По этим причинам большое количество заводов вынуждены были остановить свое производство. В то же время остановка производства приводит к потере рабочих мест, а также к уменьшению поступлений в государственный бюджет.
Пищевые предприятия вообще вынуждены были остановить свою работу, ведь кроме введения запрета на пересечение линии соприкосновения грузов с пищевыми продуктами, закреплено в приложениях к временному порядку, сегодня отказывают в выдаче разрешений и на ввоз на неподконтрольную территорию сырья для таких предприятий, что делает невозможным ведение ими хозяйственной деятельности, даже при условии уплаты налогов в государственный бюджет Украины.
Но, даже приостановив производство, предприятия пытаются сохранить производственные мощности и поддерживать их в рабочем состоянии, что требует в некоторых случаях проведения ремонта такого оборудования, или совершения иных действий. Грузы достаточно часто является малогабаритными, что затрудняет, а иногда делает невозможным их доставку железнодорожным транспортом или значительно увеличивает стоимость доставки.
Другим беспокойством для компаний является то, что временный порядок въезда на неконтролируемую территорию и выезда из нее граждан Украины и иностранцев (лиц без гражданства) не был закреплен никак законодательно. С целью решения этого вопроса был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно порядка перемещения товаров в район или из района проведения антитеррористической операции» от 17.07.2015. Им предусматривалось следующее: «Перемещение товаров в район или из района проведения антитеррористической операции осуществляется в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины по представлению Службы безопасности Украины». А также: «Кабинета Министров Украины в течение 14 дней после опубликования настоящего Закона: утвердить порядок перемещения товаров в район или из района проведения антитеррористической операции ... ».
На сегодня Порядок перемещения товаров еще не был принят и опубликован. Отсутствие этого порядка приводит к проблемам планирования в компаниях, которые находят на территории проведения АТО.
Кроме того, довольно неоднозначное освещения содержания нормативных актов в СМИ дает повод для неоднозначного толкования положений Временного порядка, в свою очередь приводит к возникновению ограничений даже для пересечения через линию соприкосновения тех грузов, которые включены в соответствующий перечень Временного порядка. При этом следует заметить, что механизм защиты своих прав ни ФЛП ни юридическим лицам, находящимся на неконтролируемой территории, законодательством фактически не предусмотрено, ведь, как отмечалось выше, в настоящее время отсутствует срок рассмотрения заявлений таких лиц координационным центром, а также отсутствует порядок обжалования решений и/или бездействия должностных лиц координационного центра относительно не включения в перечень разрешенных грузов товаров, указанных в заявке. Субъекты хозяйствования в случае отказа имеют право только повторно подать заявление в Координационный центр, но это не гарантирует включение в перечень грузов, следующих через линию соприкосновения, даже разрешенных Временным порядком товаров. Все это сводит на нет ведение любой хозяйственной деятельности на территории проведения АТО.
Возмещение НДС
Как уже было отмечено, после начала АТО компании, которые остались на неподконтрольной территории перерегистрировались на подконтрольной Украины территории, и соответственно платят налоги в государственный бюджет Украины. Однако замечается тенденция, компаниям, которые осуществляют деятельность в зоне проведения АТО, не возмещают налог на добавленную стоимость (НДС). Такое приостановление возмещения НДС никоим образом не закреплено законодательно, и вызывает много беспокойств среди компаний в регионе. Учитывая, что компании неподконтрольной территории не имеют никаких преимуществ, столько осложнения в своей работе, приостановление возмещения НДС приводит к еще большим проблемам.
Налог на землю
Остальные компании, которые имели офисы, филиалы, представительства в регионе на неподконтрольной Украине территории должны платить налог на недвижимое имущество. В то же время они не имеют возможности использовать эти территории для ведения своей хозяйственной деятельности. Эта ситуация нелогична и должна быть урегулирована на законодательном уровне.
Несмотря на то, что земельный налог является местным налогом и уплачивается в местный бюджет, такие компании также вынуждены выплачивать земельный налог по причине того, что Налоговым кодексом сегодня не предусмотрен механизм освобождения от уплаты такого налога.
Закрытие постоянных представительств/обособленных подразделений/ЧП
Компании которые остановили свою хозяйственную деятельность на территории проведения АТО, не могут закрыть свои постоянные представительства или обособленные подразделения филиала. Причиной для этого является необходимость проверки предприятия компетентными органами перед закрытием. Учитывая то, что в регионе проводит АТО, представители Государственной фискальной службы Украины не могут выехать на место регистрации компании и проверить ее, та же ситуация и с физическими лицами предпринимателями. Таким образом, сейчас существует большое количество компаний, филиалов, ФЛП, которые остаются «в подвешенном состоянии». Руководители этих компаний, желающих закрыть свои компании, филиалы, однако им не предложено упрощенной схемы закрытия своего бизнеса.
Первичные документы
Хозяйственная деятельность предусматривает оформление достаточно большого количества первичных документов. Некоторые предприятия не могут вывезти на подконтрольную Украины территорию первичные документы по причине угрозы их похищения/уничтожения на линии соприкосновения. С начала проведения АТО, некоторые компании потеряли первичные документы своих компаний, или же эти документы были конфискованы. При потере в таком случае первичных документов достаточно значительное количество предприятий просто не в состоянии будут их восстановить, ведь некоторые контрагенты по причине проведения АТО прекратили свою работу и во многих случаях не представляется возможным восстановление документов, подписанных с такими контрагентами. В соответствии с пунктом 16.1.5 Налогового Кодекса Украины, компании вынуждены «подавать по должным образом оформленным письменным требованием контролирующих органов (в случаях, определенных законодательством) документы по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность, другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов». Компании не могут подавать такую информацию, которая может со временем привести к проблемам с контролирующими органами. Учитывая это было бы уместно предложить компаниям оказавшихся в такой ситуации возможности выхода из нее.
Лицензии и разрешительные документы
Некоторые предприятия, которые находятся на неподконтрольной территории, требуют оформления новых лицензий и разрешительных документов (вследствие законодательных изменений или других факторов). Так, на сегодня Законом Украины "О временных мерах на период проведения антитеррористической операции" предусмотрено автоматическое продление срока действия указанных документов, но тех, которые были выданы до начала проведения АТО. Что же касается выдачи новых документов, даже когда государственным органам нет необходимости непосредственно выезжать в зону проведения АТО с целью инспектирования, то в этом случае предприятиям отказывают в оформлении разрешительных документов именно по причине нахождения на неконтролируемой территории.
Проведение общего собрания акционеров акционерными обществами
Согласно ЗУ «Об акционерных обществах» для акционерных обществ, даже тех, которые находятся на неподконтрольной территории, установлена обязанность по проведению ежегодного общего собрания акционеров. Однако вопрос проведения общего собрания акционеров на оккупированной территории до сих пор не урегулирован на законодательном уровне, не понятно как поступать обществу и чем руководствоваться, в том числе при невозможности отправки сообщений акционерам о созыве общего собрания акционеров на оккупированной территории.
Прекращение финансирования предприятий Фондом социального страхования за такие виды материального обеспечения наемным работникам, как пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком) и пособие по беременности и родам
Как уже отмечалось, предприятия, которые находятся на неподконтрольной территории, обязаны платить и своевременно платят в бюджет Украины все налоги и сборы в соответствии с действующим законодательством Украины, в частности, своевременно и в полном объеме начисляют, исчисляют и уплачивают единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование. Финансирование страхователей-работодателей для предоставления материального обеспечения наемным работникам осуществляется рабочими органами Фонда социального страхования в порядке, установленном правлением Фонда. Несмотря на выполнение страхователями всех предусмотренных действующим законодательством требований, Фонд социального страхования прекратил финансирование предприятий, находящихся на неподконтрольной территории, такие виды материального обеспечения наемным работникам, как пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком) и пособие по беременности и родам с июня 2014 года.
Подытожив наиболее проблемные аспекты, хочется обратить внимание, что компании которые остались и не могут перенести свои производственные активы на подконтрольную территорию остались заложниками ситуации которые произошли на востоке Украины. Они любыми законными методами пытаются оставить собственное производство дееспособным, и нуждаются в поддержке со стороны государства в этом вопросов. Тем более, если говорить о восстановлении Донбасса, то это действительно будет необходимо.
И в то же время, компании которые имеют целью закрыть официально свою хозяйственную деятельность в зоне проведения АТО нуждаются в вариантах каким образом они могут это сделать.