Как перестать быть сырьевым придатком

22 января 2018, 18:20
Цей матеріал також доступний українською

Несмотря на все прилагаемые усилия по развитию товарных рынков в нашей стране, они не заработали в полную меру.

Товарные рынки так и не заработают, пока механизмы ценообразования на них не станут прозрачными, цены на наши товары не будут формироваться внутри страны, а производители не начнут использовать финансовые инструменты управления ценовыми рисками.

Несмотря на сильные позиции Украины на аграрном и энергетическом рынках, мы все еще считаемся в мире сырьевым придатком. И мы будем им считаться, пока будем оставаться ограничены в возможностях влиять на цену товара в соответствии с той ролью, которую мы играем в его производстве, и в силу отсутствия доступа украинских производителей к широко используемым в мире финансовым инструментам управления ценовыми рисками.

Рассмотрим к примеру агрорынок: цены на товары на нем либо диктуют крупные игроки, либо же участники рынка смотрят на цены, сформированные на бирже в Чикаго. В большинстве своем украинские малые и средние фермеры, в отличие от крупных агрохолдингов, лишены возможности влиять на цену товара, который они производят. В отличие от фермеров во Франции, выращивающих пшеницу, или фермеров Айовы, Вирджинии, Иллинойса и Миннесоты, выращивающих кукурузу, украинские фермеры вынуждены продавать эти агрокультуры с огромным дисконтом к экспортным ценам. В лучшем случае, они получают половину от мировой цены. Кроме того, им сегодня недоступны используемые на развитых рынках финансовые инструменты, которые позволяют "застраховаться" от непредсказуемых изменений цен на произведённую продукцию, а также цен на основные компоненты расходов (топлива, например), формирующих конечную стоимость для производителей.

В аналогичной ситуации находятся потребители электроэнергии, природного газа, нефти. Речь идет как о бытовых, так и промышленных потребителях. Они сегодня лишены возможности выбирать поставщика на рынке, который предложит им лучшую цену, как это могут делать домохозяйства в Германии, например. Потому что в Украине все еще не развит внутренний рынок ни электроэнергии, ни природного газа. В итоге потребитель вынужден принимать те цены, которые ему навязывает поставщик с учетом цен хабов (газового хаба в Баумгартене или биржи угля в Роттердаме), стоимости доставки и с учетом заложенных в эту цену рисков. В итоге, на потребителя ложатся риски изменения конъюнктуры на европейском рынке, валютные риски и прочие.

Наличие административных барьеров входа на рынки, непрозрачное ценообразование, отсутствие законодательной базы, регулирующей инструменты хеджирования ценовых рисков, непонимание их возможностей бизнесом – все это не позволяет Украине побороть "феодальный строй", который воцарился на этих рынках.

Увы, у нас прозрачность бизнеса воспринимается скорее, как риск, и до сих пор не считается преимуществом, а скорее слабостью и уязвимостью. Одна из причин такой ситуации – отсутствие правил – четких, понятных, принятых всеми игроками, а также отсутствие доверия друг другу и, в первую очередь, к государству.

Однако ни один финансовый инструмент не заработает без четких правил. Они нужны, чтобы Украина не оставалась непонятной юрисдикцией для глобальных участников со всего мира.

Такие правила не нужно выдумывать. Они давно написаны и "протестированы" на европейских рынках (речь идет о евродирективах по финансовым инструментам и регулируемым рынкам). В этих правилах должны быть зафиксированы требования к организованной торговле, правила расчетов, обеспечение гарантии расчетов и гарантии поставки товаров, порядок раскрытия цен, формирования ценовых индикаторов, на основании которых участники могут заключать сделки и которым они могут доверять. Это позволит избежать манипулирования ценовой информацией.

Все эти правила прописаны в законопроекте "О рынках капитала и регулируемых рынках" (№7055). Он охватывает большинство этих вопросов и дает возможность нам существенно продвинуться в развитии как финансового, так и товарных рынков.

Почему необходимые бизнесу инструменты до сих пор у нас не работают? Потому что не были четко прописаны в законодательстве. Всё, на что они "заслужили" - это упоминание вскользь в отдельных нормах Налогового кодекса и закона "О ценных бумагах и фондовом рынке". Этого очевидно недостаточно ни для защиты прав участников сделок, ни для полноценного функционирования этих инструментов.

Нужны ли кому-то в Украине эти инструменты? Безусловно, нужны. В первую очередь, мелким и средним производителям аграрной продукции, бытовым и промышленным потребителям природного газа и электроэнергии. А также крупным игрокам этих рынков – Нафтогазу Украины, Энергоатому, ДТЭКу, Каргиллу и другим. Имея прозрачные механизмы ценообразования, эти компании смогут избежать подозрений и обвинений в несправедливости или необоснованности цен.

Например, Нафтогаз как государственная компания, к которой приковано пристальное внимание общественности, не может позволить себе продавать природный газ по непрозрачным ценам, да еще и на сомнительных площадках. Очевидно, что к компании всегда будут возникать вопросы справедливости цены на газ как стратегический базовый товар.

Также подобные инструменты нужны и Госрезерву, который стремится к прогнозированности цен на аграрные товары и нефтепродукты и, как следствие, прогнозированности в обновлении государственных резервов.

Широкое использование участниками товарных рынков таких финансовых инструментов имело бы колоссальный социальный эффект. Мы бы не только смогли существенно улучшить процессы формирования цен на рынках базисных товаров, таких как пшеница, кукуруза, ячмень, природный газ, электроэнергия и ряда других. Кроме того, цивилизованная торговля позволила бы нам создать местные хабы как по природному газу и электроэнергии, так и по аграрным культурам, и не зависеть так сильно от цен в Чикаго, Роттердаме или Баумгартене.

Но, самое главное, внедрение этих финансовых инструментов позволило бы нам добиться увеличения роста ВВП дополнительно до 2% ежегодно. Такое двукратное увеличение – на самом деле огромное достижение для сегодняшней экономики Украины.

Журнал НВ (№ 21)

Парламентские списки

Благодаря двум новым политсилам парламент ждет беспрецедентное в истории Украины обновление

Читать журнал