Как открыть дорогу инвестору
Для того чтобы исключить или максимально минимизировать предпринимательские риски, связанные с незнанием условий и особенностей ведения бизнеса на новом для компании рынке, удобной является распространенная в мире практика начинать деятельность в иностранном государстве путем открытия там своего представительства. В том случае, если иностранная компания увидит перспективность данного рынка, в целях дальнейшего развития бизнеса уже открывается филиал или учреждается полноценная дочерняя компания. Таким образом, особое значение для инвестиционной привлекательности приобретает сам порядок открытия обособленных подразделений иностранных компаний.
В настоящее время общие правила регистрации представительств иностранных компаний в Украине установлены Законом Украины "О внешнеэкономической деятельности" (1991 года с небольшими изменениями, внесенными в конце 2006 года), которые на подзаконном уровне детализированы соответствующей инструкцией МЭРТ (1996 года в редакции 2007 года). Следует отметить, что такое постоянство отнюдь нельзя назвать "завидным", поскольку процесс регистрации замер на первобытном уровне 90-х годов, нисколько не поменявшись под влиянием тех усовершенствований как в юридическом, так и в техническом планах, которые произошли в сфере регистрации юридических лиц и их обособленных подразделений.
Итак, согласно существующим нормам, регистрация и учет представительств иностранных компаний осуществляется МЭРТ, однако такой учет на сегодняшний день не является ни автоматизированным, ни публично доступным. Законодательство отводит довольно длительный срок (60 рабочих дней) на проведение регистрации и устанавливает достаточно высокий размер платы за нее (2500 долларов США). После выдачи МЭРТ долгожданного регистрационного свидетельства, иностранная компания должна зарегистрироваться в ЕГРПОУ, и, получив идентификационный код, стать на налоговый учет и учет как плательщика единого социального взноса в органах ГФС (здесь уже будет иметь значение намерение и использовать наемный труд, и осуществлять хозяйственную деятельность). И только после прохождения всех регистрационных процедур иностранная компания может приступить к решению организационных вопросов, необходимых для обеспечения функционирования своего представительства (аренда помещения, открытие банковских счетов, наем работников, выполнение миграционных формальностей для иностранцев и пр.). Отдельно следует упомянуть о полной неупорядоченности законодательства относительно регистрации филиалов тех иностранных компаний, которым со вступлением Украины в ВТО было разрешено осуществлять хозяйственную деятельность в Украине через свои филиалы.
Указанные процедуры создают значительные коррупционные риски, которые негативно отражаются не только на вопросе привлечения в страну иностранных инвестиций, но и подрывают отечественную имиджевую составляющую внешнеэкономических отношений.
Вполне очевидно, что действующий правовой механизм проведения государственной регистрации отечественных юридических лиц и их обособленных подразделений, урегулированный Законом Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных объединений", применим и к обособленным подразделениям (филиалам и представительствам) иностранных компаний. Учитывая изменения, действующие с 1 января 2016 года, включить обособленные подразделения иностранных компаний в сферу действия данного закона довольно легко: субъекты государственной регистрации смогли бы вносить в ЕГР сведения и о них, осуществляя это в течение общего срока, установленного для этого регистрационного действия. Возможно, освобождение иностранных компаний от платы за проведение регистрации своего представительства/филиала в Украине было бы неправильным, однако значительное ее снижение (хотя бы до обоснованного размера) позитивно оценили бы иностранные компании (особенно мелкие и средние).

При проведении регистрации (на наш взгляд, с учетом существующей традиции, а также для устранения возможной путаницы с понятием регистрации непосредственно иностранной компании и ее обособленных подразделений в стране ее юрисдикции, в данном случае уместнее будет использовать понятие "аккредитация") соответствующие действия должны проводиться в отношении самого обособленного подразделения. При этом в ЕГР должны будут вноситься сведения и о самой иностранной компании. Эти же сведения будут использоваться каждый раз, когда такая компания будет открывать еще одно обособленное подразделение в Украине.
К числу соответствующих сведений стоит отнести наименование, вид, местонахождение, идентификационный код обособленного подразделения, его виды деятельности, сведения: о руководителе, о положении (внутреннем документе, регулирующем деятельность обособленного подразделения), о полученных в Украине лицензиях и разрешениях, а также о количестве работающих в подразделении иностранцев и лиц без гражданства. Касательно информации непосредственно о самой иностранной компании, открывающей свое обособленное подразделение, в ЕГР следует указывать ее наименование, идентификационный/регистрационный код/номер, сведения об органе управления (согласно выписке из соответствующего иностранного реестра), информацию о конечном бенефициарном собственнике.
Считаем, что предложенные изменения позволят решить существующие проблемы в правоприменительной практике максимально быстрым и простым способом (как с точки зрения законотворческого, так и практического аспектов, ведь регистрация и использование информации об обособленных подразделениях иностранных компаний будут проходить уже всем понятным и привычным путем), что в итоге позитивно повлияет на инвестиционную привлекательность Украины для иностранных компаний.
В подготовке колонки участвовала Ирина Бакина, старший юрист юридической фирмы Sayenko Kharenko.