Как улучшить энергосистемы Украины

23 марта 2018, 12:00

Энергетическая инфраструктура Украины едва способна поддерживать нынешнюю экономику и не в состоянии дать стабильное электрическое обеспечение для экономического роста страны, инфраструктура физически не способна обеспечить рост потребления электроэнергии.

С целью модернизации оборудования был предложен RAB-тариф - ставка доходности на поставляемые услуги, которая определяется стоимостью оборудования производителя и поставщика электроэнергии.

Видео дня

1. RAB-тариф - regulated asset base - тариф на базу активов энергетической компании

Решение о внедрении готовилось с 2013 года с привлечением международных финансовых учреждений, международных организаций, экспертного сообщества и прошло ряд обсуждений. Главная задача RAB-тарифа - модернизация устаревшей энергосистемы Украины. Сегодняшние сети построены по принципам середины ХХ века и по параметрам безопасности, энергоэффективности, экономичности и надежности не соответствуют современным функциям энергосистем развитых стран.

Только за последние три года тариф на электроэнергию по старой методологии повышался пять раз и вырос на 150%, RAB-тариф должен создать прозрачную и понятную систему тарификации для населения и индустрии.

Методика оценки RAB-базы разработана и осуществляется от имени компаний большой аудиторской четверки и утверждена ФГИ Украины. Методология находится в открытом доступе и без ограничений.

Текущие тарифы состоят из оценки расходов и нормы доходов. Потому, когда расходы повышаются, тарифы так же автоматически растут, как мы видим сегодня на примере внедрения формулы Роттердам+

2. Цель RAB-тарифа - модернизация энергосистем, полное восстановление, повышение эффективности производителей

Тарифы обоснованы инвестиционными программами, а не расходами, производитель заинтересован восстанавливать компанию, повышать её энергоэффективность и улучшать качество услуг для потребителя.

Тариф определяет инвестиционную привлекательность, потому в странах ЕС его привязывают к показателю WACC - средневзвешенной стоимости капитала. В Украине предложенный тариф 12,5% ориентировали на ставку рефинансирования НБУ, но ставка с того момента выросла, а RAB-тариф оставили старым.

Сегодня при ставке рефинансирования НБУ 17%, ставка тарифа в 12,5% не конкурентоспособна. Кроме того, остаточная залоговая стоимость бизнеса не позволяет привлекать средства из-за большой разницы между объёмами залога и необходимых инвестиций.

В случае с украинскими энергетическими компаниями средневзвешенная стоимость капитала (WACC) будет в районе 20-25%. Эта норма позволит уже в течение первых пяти лет создать эффективную современную энергетическую сеть, которая позволит поддерживать рост современных предприятий, растущие потребности домохозяйств и обеспечивать качество и защиту для национальной инфраструктуры. Альтернативой остаётся поддержание текущей, морально устаревшей системы, чья эффективность ежегодно снижается и вынуждает потребителей самостоятельно решать свои энергетические запросы установкой генераторов, сетевых фильтров и прочего оборудования.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

3. Повышение тарифов на фоне уже существующего роста не будет заметным из-за структуры тарифа

Сегодня 90% расходов составляет стоимость генерации, потому с внедрением формулы Роттердам+ очевидно повышаются и тарифы. Доля сетей в тарифе сегодня 6-8%, что физически не позволяет эффективно поддерживать и модернизировать активы.

Система тарификации базы активов успешно используется в Европе - Германии, Польше, Франции, Венгрии, Румынии, Чехии и прочих странах. Поскольку проблема износа активов так же остро стояла в Европе, как сегодня она ощущается в Украине, было принято уйти от тарифов “cost plus” в пользу RAB-тарифа. В результате, например, в Румынии удалось поднять оценочную стоимость активов с 20% до 70% от восстановительной всего за 5 лет.

Во всех странах, которые внедрили RAB-тариф, стоимость услуги вначале возросла - в Украине ожидается повышение платёжки на 10%, через три года цена стабилизировалась и через пять лет снизилась ниже базового уровня.

Снижение стоимости при столь значительных капитальных затратах достигается ростом энергоэффективности компании и более рациональным использованием электроэнергии.

Как современные автомобили потребляют существенно меньше топлива, так и современное оборудование позволяет дешевле производить электричество и более эффективно его использовать.

Снижение потерь и повышение качества электричества - это только одна сторона прогресса. Так же современные технологичные сети позволяют динамически оценивать потребление электроэнергии, и сами клиенты могут выбирать наиболее дешевые для себя промежутки времени.

Показать ещё новости
Радіо NV
X