Как личный конфликт остановил драйвера реформ
Отставки, спровоцированные личными конфликтами, давно стали привычным делом для высшего эшелона украинской власти.
Такая практика управления государством все чаще ставит под вопрос институциональное развитие ключевых ведомств страны и создает риски для экономики.
Сторонники теории заговора могут спать спокойно – отставка Александра Данилюка с должности министра финансов не стала следствием намерений системно перераспределять бюджетные потоки. Скорее, речь идет о неприятной ситуации, когда два уставших человека не смогли погасить пламя противоречий. Ведь слухи о конфликте экс-министра финансов Александра Данилюка и премьер-министра Владимира Гройсмана ходили уже давно. В последние две недели противостояние вышло на новый уровень, а во время заседания правительства в позапрошлую среду достигло своего апогея. Стало понятно: сосуществование в пределах одного правительства для сторон конфликта возможно лишь в случае уступок, к которым ни одна из сторон уже не была готова.
Сейчас важно, чтобы достижения Данилюка на должности не были перечеркнуты из-за смены лидера главного финансового ведомства страны.
Благодарить экс-министра есть за что. Еще со времен его работы в Администрации Президента Украины, Данилюк запомнился как человек реформаторских взглядов, который стремится внедрять реальные изменения и не поддаваться на политическое давление. Он приложил большие усилия к формированию Национального Антикоррупционного бюро в том виде, в каком оно работает сейчас. Во-вторых, значительно способствовал запуску системы электронного декларирования государственными служащими. Уже в должности министра финансов лично боролся за увольнение Романа Насирова с поста председателя ДФС, поскольку тот был человеком – олицетворением коррупционных схем и политических назначений в ведомстве.
Но самое главное достижение Данилюка – запуск полноценной системы автоматического возмещения НДС. Это та работа, которую реально оценил бизнес, и за которую бизнес Данилюка поддерживает. Ведь раньше сидеть на потоках госпредприятий и распределять НДС фактически были два главных привластных бизнеса.
К сожалению, много хороших инициатив так и остались в планах. Причина тому – отсутствие политического капитала на фоне неизбежных конфликтов. Это не позволило, например, "протащить" через сессионный зал запуск полноценного среднесрочного планирования. Его внедрение позволило бы прекратить пагубную практику строительства дорог в декабре и других способов "освоения" бюджетных средств перед окончанием бюджетного года.
Данилюк удачно развивал диалог с нашими иностранными партнерами, международными финансовыми организациями и инвесторами. Ему удалось вновь вывести Украину на международный рынок заимствований на довольно выгодных условиях.
Сотрудничество с МВФ и другими финансовыми донорами страны, борьба за устойчивый бюджет, продолжение автоматического возмещения НДС, наконец внедрение среднесрочного бюджетного планирования, полноценная реформа Государственной фискальной службы должны стать приоритетами в работе нового министра финансов.
А еще новоназначенному человеку очень важно будет уметь говорить "Нет". Ведь страна входит в активную фазу предвыборного цикла, когда все больше депутатов и коллег из министерств и ведомств будут обращаться к министру со своими прихотями.

Хватит ли готовности у действующего и.о. министра Оксаны Маркаровой противостоять популистским инициативам – увидим. Ее профессионализм не вызывает сомнений, и именно она может провести министерство через избирательный год без потрясений. Сейчас главное, чтоб хотя бы в краткосрочном периоде в министерстве удалось обеспечить преемственность политики и снизить риски для макростабильности.