Как личный конфликт остановил драйвера реформ

8 июня 2018, 09:00

Отставки, спровоцированные личными конфликтами, давно стали привычным делом для высшего эшелона украинской власти.

Такая практика управления государством все чаще ставит под вопрос институциональное развитие ключевых ведомств страны и создает риски для экономики.

Сторонники теории заговора могут спать спокойно – отставка Александра Данилюка с должности министра финансов не стала следствием намерений системно перераспределять бюджетные потоки. Скорее, речь идет о неприятной ситуации, когда два уставших человека не смогли погасить пламя противоречий. Ведь слухи о конфликте экс-министра финансов Александра Данилюка и премьер-министра Владимира Гройсмана ходили уже давно. В последние две недели противостояние вышло на новый уровень, а во время заседания правительства в позапрошлую среду достигло своего апогея. Стало понятно: сосуществование в пределах одного правительства для сторон конфликта возможно лишь в случае уступок, к которым ни одна из сторон уже не была готова.

Видео дня

Сейчас важно, чтобы достижения Данилюка на должности не были перечеркнуты из-за смены лидера главного финансового ведомства страны.

Благодарить экс-министра есть за что. Еще со времен его работы в Администрации Президента Украины, Данилюк запомнился как человек реформаторских взглядов, который стремится внедрять реальные изменения и не поддаваться на политическое давление. Он приложил большие усилия к формированию Национального Антикоррупционного бюро в том виде, в каком оно работает сейчас. Во-вторых, значительно способствовал запуску системы электронного декларирования государственными служащими. Уже в должности министра финансов лично боролся за увольнение Романа Насирова с поста председателя ДФС, поскольку тот был человеком – олицетворением коррупционных схем и политических назначений в ведомстве.

Но самое главное достижение Данилюка – запуск полноценной системы автоматического возмещения НДС. Это та работа, которую реально оценил бизнес, и за которую бизнес Данилюка поддерживает. Ведь раньше сидеть на потоках госпредприятий и распределять НДС фактически были два главных привластных бизнеса.

К сожалению, много хороших инициатив так и остались в планах. Причина тому – отсутствие политического капитала на фоне неизбежных конфликтов. Это не позволило, например, "протащить" через сессионный зал запуск полноценного среднесрочного планирования. Его внедрение позволило бы прекратить пагубную практику строительства дорог в декабре и других способов "освоения" бюджетных средств перед окончанием бюджетного года.

Данилюк удачно развивал диалог с нашими иностранными партнерами, международными финансовыми организациями и инвесторами. Ему удалось вновь вывести Украину на международный рынок заимствований на довольно выгодных условиях.

Сотрудничество с МВФ и другими финансовыми донорами страны, борьба за устойчивый бюджет, продолжение автоматического возмещения НДС, наконец внедрение среднесрочного бюджетного планирования, полноценная реформа Государственной фискальной службы должны стать приоритетами в работе нового министра финансов.

А еще новоназначенному человеку очень важно будет уметь говорить "Нет". Ведь страна входит в активную фазу предвыборного цикла, когда все больше депутатов и коллег из министерств и ведомств будут обращаться к министру со своими прихотями.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Хватит ли готовности у действующего и.о. министра Оксаны Маркаровой противостоять популистским инициативам – увидим. Ее профессионализм не вызывает сомнений, и именно она может провести министерство через избирательный год без потрясений. Сейчас главное, чтоб хотя бы в краткосрочном периоде в министерстве удалось обеспечить преемственность политики и снизить риски для макростабильности.

Показать ещё новости
Радіо NV
X