Как ГФС блокирует экспорт

13 июля 2016, 17:54
Налоговики стараются выполнить план по сборам путем уничтожения бизнеса

Аннексия Крыма и военно-политические события на Донбассе кардинально изменили карту грузопотоков Украины. Ухудшение отношений с Россией не замедлило сказаться на объемах транзита через отечественные порты. Руководство страны в публичных комментариях говорит об открытости для инвесторов и усиленной работе по привлечению новых грузопотоков. Но так ли это на самом деле?

Видео дня

Ни для кого не секрет, что одной из главных проблем украинской экономики были отношения между бизнесом и контролирующими органами. К сожалению, этот вопрос актуален и по сей день. К примеру, экспортеры продукции недавно столкнулись с препятствиями при подаче электронной отчетности в Государственную фискальную службу.

Суть противоречий такова: ГФС отказывается принимать декларацию предприятия под надуманным предлогом. Налоговики сообщают, что компания якобы не состоит на учете в органах ГФС, хотя договор о признании электронных документов между ведомством и плательщиком действует уже на протяжении четырех лет. То есть ГФС без официального уведомления расторгает его в одностороннем порядке, что является грубым нарушением закона.

Согласно статье 49 Налогового кодекса прием декларации является обязанностью контролирующего органа. А расторжение договора о признании электронных документов, в соответствии с приказом Государственной налоговой администрации №233 от 10 апреля 2008 года, возможно только в том случае, если плательщик не предоставляет ведомству новый усиленный сертификат открытого ключа по истечении срока действия старого. Кроме того, договор утрачивает силу, если предприятие меняет место своей регистрации. В случае, например, с нашим клиентом все ключи были действительными, а место регистрации осталось прежним. Примечательно, что компании удалось подать пенсионную отчетность по этим же ключам.

Объяснить такие действия можно только стремлением собрать побольше платежей в бюджет с помощью неправомерно наложенных штрафов. Их размер начинается от 10% начисленной суммы НДС. Хотя подобные шаги блокируют деятельность экспортеров и наносят серьезный удар по внешнеторговому балансу и инвестиционному имиджу страны.

Из других "приятных сюрпризов" от ГФС для логистики можно выделить возросшее количество претензий к первичным документам – тем же товарно-транспортным накладным. Яркий пример: если плательщик не участвует в процессе перевозки, и продукцию ему доставляет контрагент, ему не нужны товарно-транспортные накладные. Но, тем не менее, налоговая фиксирует в акте нарушение, делает вывод о "нереальности операции" и снимает налоговый кредит.

Споров о "нереальности" хозяйственной операции сегодня рассматривается достаточно много. Высший административный суд Украины еще в 2011 году дал по этому поводу разъяснение (письмо №742/11/13-11 от 02.06.2011), что основные признаки хозяйственных операций — это движение активов, физические, технические и технологические возможности осуществления хозяйственной операции, специальная налоговая правосубъектность, осведомленность о контрагенте и т. п. Но налоговики упорно продолжают объявлять сделки недействительными, основываясь на своих предположениях. Как правило, они подозревают, что контрагент имеет признаки фиктивности, что он не мог осуществить хозяйственную операцию, так как у него якобы отсутствуют для этого основные средства, и работает мало людей, либо невозможно осуществить проверку данного контрагента.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Хочу отметить, что принцип "юридическая ответственность лица имеет индивидуальный характер" в Украине гарантирован не только прецедентной практикой Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), но и прямо указывается в ч. 2 ст. 61 Конституции Украины, то есть является нормой высшей юридической силы и прямого действия.

Фактическое же возложение юридической ответственности за незаконные действия "фиктивного контрагента" на добросовестного субъекта хозяйствования и его руководство является скрытой формой фискального давления на бизнес в Украине, в том числе и через отдельные спорные решения высшего органа судебной ветви власти Украины. Как пример, могу привести Постановление Верховного Суда Украины от 26.01.2016 г. по иску ООО "Инбуд-ХХІ" к Государственной налоговой инспекции в Соломенском районе ГУ ГФС Украины в Киеве, согласно которому, несмотря на установленную реальность хозяйственной операции, ВСУ не подтвердил право истца по делу на налоговый кредит.

Подобная ситуация с судебной практикой в рассматриваемой категории споров может быть основанием для обращения налогоплательщиков в Европейский суд по правам человека. Возможно, эта судебная инстанция сможет ответить на вопрос относительно того, отвечает ли признакам справедливого баланса ситуация, сложившаяся вокруг взаимодействия между добросовестными налогоплательщиками и фиктивными контрагентами, учитывая при этом свои предыдущие решения по делам "Интерсплав" против Украины", "Булвес" против Болгарии" и т.д.

На руку ГФС во многих случаях играет то, что бизнес не имеет финансовой возможности защищаться в суде. Сегодня судебный сбор, без которого не рассматриваются имущественные дела, составляет 1,5% от суммы иска. А размер претензии может исчисляться десятками, а порой и сотнями миллионов гривен. Поэтому не каждое предприятие может позволить себе защищать свои интересы в суде.

Сложившаяся ситуация ограничивает права налогоплательщиков и не дает в полной мере использовать конституционное право на защиту интересов в судебном порядке, поэтому, создание для налогоплательщиков максимально благоприятных условий, связанных с судебными издержками, является, по моему мнению, одной из ключевых задач государства в сегодняшних реалиях.

К тому же, если плательщик все же ввязывается в судебное разбирательство, ГФС борется до конца, во всех инстанциях. И в суде налоговики используют старую, отработанную годами, стратегию – собрать как можно больше документов и с их помощью доказать, что плательщик неправ. Это могут быть материалы, которые не являлись предметом проверки или спора и не имеют прямого отношения к делу. Однако налоговики упорно требуют эти данные и с их помощью пытаются отстоять свою позицию в суде. К сожалению, именно сбор необходимой доказательной базы относительно налоговых злоупотреблений остается основной проблемой в работе фискальных органов, которым гораздо проще "назначить" выгодоприобретателем реальное предприятие, которое добросовестно платит налоги и не скрывает собственные активы. Ведь в таком случае всегда можно что-либо взыскать в бюджет, пусть и с предприятия, которое ничего не нарушало.

Таким образом, ГФС старается выполнить план по сборам в бюджет и изыскивает всевозможные способы наложить на плательщиков штрафы или лишить их льгот. Но вопрос в другом: кто будет платить эти штрафы, если бизнес под давлением в конце концов прекратит свою деятельность? Сможет ли Украина привлечь новых инвесторов, если в ней так относятся к старым? Получится ли у нашей страны нарастить объемы экспорта, показать себя надежным партнером для зарубежных контрагентов и выровнять свой внешнеторговый баланс, когда выполнение операций блокируется налоговиками? Старая пословица гласит: не нужно рубить сук, на котором сидишь – упадешь. Поэтому и власти, и контролирующим органам есть над чем задуматься.

Показать ещё новости
Радіо NV
X