Как быть, если владелец бизнеса устал

4 сентября 2018, 13:00

Время от времени у владельцев бизнеса появляется идея отойти от оперативного управления своей компанией и доверить ее профессиональным топ-менеджерам.

Для Украины такие процессы тоже актуальны. Более того, в последние годы наблюдается тенденция увеличения запросов к консалтинговым компаниям о том, чтобы помочь с такой трансформацией.

Видео дня

Почему возникает такое желание?

За 17 лет работы в сфере консалтинга я встречалась со многими предпринимателями, которые не просто основали собственный бизнес, но и смогли его вырастить до внушительных размеров. Однако, часть из них относятся к категории стартаперов, которые с легкостью превращают идеи в действующий бизнес и некоторое время успешно управляют им.

Но со временем они теряют интерес и азарт, поскольку их предпринимательский характер не дает возможности долго управлять рутинными процессами. Далеко не всем хватает самодисциплины и знаний для того, чтобы самостоятельно развивать компанию в долгосрочном периоде. И уделять этому столько же сил и времени, как в начале пути.

В какой-то момент часть владельцев осознает, что компанию и ее менеджмент нужно "отпустить" в свободное плавание. А самому остаться в роли инвестора или стратега, лишь изредка интересуясь делами своего детища.

Со своей стороны, наемные менеджеры тоже признают, что им будет проще и эффективнее работать без влияния владельца. Но в силу сложившейся в Украине корпоративной культуры они признаются в этом лишь себе и внешним консультантам. А вот поговорить об этом с боссом практически никогда не решаются.

Когда бизнесмены задумываются о передаче дел?

По моим наблюдениям, очень часто это происходит после получения диплома МВА. Последние годы учеба в западных бизнес-школах стала массовым явлением. Причин тому несколько. Во-первых, владельцы бизнеса пытаются повысить свой уровень знаний и свою компетентность до уровня дорогих наемных сотрудников. Во-вторых, это последствие общения с другими бизнесменами, которые уже получили такой диплом. В-третьих, дань моде.

Но вернемся к результатам учебы. В бизнес-школах в первую очередь учат правильной организации бизнес-процессов. В том числе, подталкивают собственников к тому, что нужно сильнее доверять профессиональным топ-менеджерам, которые, как правило, имеют профильное образование и продолжительный опыт работы в данной сфере. Что именно они могут вывести компанию на новый уровень, дав дополнительную ценность владельцу и другим стейкхолдерам. Во-вторых, во время долгосрочной учебы, владельцы не так интенсивно вовлечены в операционные процессы и больше времени уделяют тому, чтобы «покопаться» в себе, осознать свои желания, сгенерировать новые идеи. В этот момент и появляется желание сделать новый стартап, создать новые направления бизнеса и т.д.

Но так ли все просто?

В данном случае мы говорим о среднем и большом бизнесе. Ведь частный предприниматель или владелец малого бизнеса при желании может относительно легко организовать работу своей компании так, чтобы не тратить слишком много времени и усилий.

А вот при передаче управления в среднем и большом бизнесе могут возникнуть сложности, для преодоления которых потребуются ресурсы: финансовые, психологические, человеческие.

Итак, какие же есть риски?

1. Повышение прозрачности компании

Не секрет, что практически любой предприниматель пытается максимально оптимизировать свою деятельность в рамках действующего законодательства или даже выходя за них. Это позволяет оптимизировать налогообложение и расчеты с персоналом, уменьшить финансовую нагрузку на компанию. Но собственник может контролировать такую организацию только в случае ежедневного погружения в жизнь компании. Если же он отдалится, то есть риск, что люди внутри компании захотят воспользоваться ситуацией и будут показывать владельцу неполную картину. В среднесрочной перспективе это может привести к катастрофе.

Поэтому важно создать максимально прозрачный бизнес, действующий в рамках законодательства. При этом финансовые показатели в короткой перспективе уменьшатся. А на трансформацию структуры может уйти от 3 до 5 лет. При наличии финансового ресурса процесс может уложиться и в один год.

2. Доверие к менеджменту

Когда владелец является непосредственным руководителем, то иногда он сам загоняет компанию если не в кризис, то в состояние стагнации. Он на 100% не доверяет мнению наемных сотрудников и тормозит внедрение их рекомендаций. Даже несмотря на то, что они профессионалы своего дела. Еще одним из признаков будущего кризиса является появление на отдельных ключевых должностях "своих" людей, которые отчитываются непосредственно владельцу и пользуются его исключительным доверием. При этом они могут не обладать необходимой компетенцией и действовать в разрез с другими топ-менеджерами, которые видят возможности для развития.

Полная эффективная передача полномочий от владельца к топ-менеджерам может занять 1,5-2 года. И за это время нужно не просто заполнить профессионалами ключевые должности, а принять внутреннее решение о полном доверии им.

3. Доверие от менеджмента

Чтобы менеджеры более эффективно работали, их нужно мотивировать. В большинстве случаев этот вопрос решается разработкой и утверждением системы премий, которые зависят от прибыльности компании. В исключительных случаях топ-менеджеры становятся миноритарными владельцами. Но влияет не только мотивация. Важно отсутствие демотивации. Например, бывают случаи, когда владелец нарушает предварительные договоренности и внезапно появляется с требованием "здесь и сейчас" вынуть из оборота внушительную сумму для каких-то сторонних целей или на развитие своего нового бизнеса. Это может разрушить даже самые идеальные планы менеджеров. Частичной страховкой от такого развития событий может служить разработка и подписание документа "для внутреннего пользования", своеобразного меморандума, между владельцем и руководителями о том, что они могут делать после того, как собственник отходит от дел.

4. Система контроля

Контролировать деятельность компании можно и нужно. Для этого есть финансовая отчетность и независимый аудит. Но чтобы наемные директора не увлекались рискованными играми, на них можно влиять без непосредственного контакта. В таком случае в совете директоров (мы же помним, что речь идет о крупном и среднем бизнесе?) могут появиться независимые директора. Это авторитетные в своей отрасли топ-руководители или владельцы бизнесов, которые будут иметь право проводить ревизию деятельности менеджмента, находить слабые места в деятельности и давать рекомендации по их эффективному исправлению. Чтобы деятельность компании стала более эффективной и выгодной не только для владельца, но и всех заинтересованных сторон.

Если учесть эти факторы, то вероятность успешной передачи полномочий от владельца к менеджерам существенно увеличивается.

Что делать дальше?

Конечно, можно уйти "на раннюю пенсию" и наслаждаться жизнью. Но Предприниматель с большой буквы вряд ли смирится с таким предложением и, скорее всего, займется новым стартапом. Делом, которое будет занимать все его свободное время. А если учесть, что между стартом бизнеса и появлением устойчивого желания отдать его в управление наемным сотрудникам, по нашим оценкам, проходит около 8 лет, то одному бизнесмену по силам создать многопрофильный холдинг. И лишь после этого уходить на пенсию.

Но самое главное – определиться с ролью, которую собственник для себя выбирает, и стараться не отступать от выбранного пути, как бы этого ни хотелось. Если хочешь быть исключительно инвестором, то доверяй своим директорам стратегические и тактические решения. Если хочешь участвовать в разработке стратегических планов – не лезь в ежедневную деятельность.

Но стоит помнить, что именно собственник всегда несет предпринимательский риск и именно он будет отвечать за результаты деятельности компании. Даже если они стали такими без его участия.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X