Это бета-версия нового сайта Нового Времени. Присылайте свои замечания по адресу newsite@nv.ua

IT в медицине Украины: год трансформации

5 декабря, 09:00
1238
Цей матеріал також доступний українською

Вопреки скептикам, итоги 2018-го показывают, что первый этап медицинской реформы проходит успешно. Деньги, на самом деле, пошли за пациентом. И одну из ключевых ролей в этом сыграл IT-бизнес.

Для начала посмотрим на статистику, которая постоянно обновляется на официальном сайте системы электронного здравоохранения eHealth. По состоянию на 27 ноября 2018 года в системе зарегистрировалось 1509 медицинских учреждений, 24 654 врача, более 22 млн пациентов.

На самом деле, впечатляющие показатели. Что это значит на практике? Медучреждения первичного звена заключают договора с Национальной службой здоровья Украины (НСЗУ), регистрируют своих врачей в национальном реестре, а те, в свою очередь, заключают с пациентами электронные декларации на обслуживание и адресно получают за это деньги.

Таким образом, электронная система здравоохранения начала успешно работать. Деньги на самом деле пошли за пациентом. Это ключевой, видимый, объективный итог уходящего года.  Есть два основных фактора этого успеха:

  1. Реформа первичного звена производилась одновременно с изменением модели финансирования. Конечно, существует дедлайн для всех участников системы здравоохранения, до которого они обязаны подключиться к eHealth. Но фактор мотивации сильнее. Медицинские учреждения получили новые возможности: увеличивать зарплату своим врачам, которые действительно этого заслуживают, тратить деньги на улучшения, самостоятельно расставлять приоритеты и управлять своим учреждением. Раньше для любых изменений приходилось выпрашивать финансирование из бюджета или просить разрешения, пробиваясь через бюрократическую машину.
  2. IT-бизнес принял активное участие в реформировании. Учет финансирования реализуется с помощью IT. Более 1,5 тыс. медучреждений, которые уже подключены к eHealth, имеют компьютеры, доступ в интернет и передают данные в центральный компонент. Это невозможно было бы реализовать, если бы государство не пригласило к участию IT-бизнес, и, если бы, в свою очередь, бизнес не поддержал государство. Сотрудничество, действительно, было очень тесным и происходило на разных уровнях. Многие, если не все значимые IT-компании данной сферы стали безоплатно поставлять клиникам медицинские информационные системы, которые нужны для интеграции в eHealth, и также бесплатно проводить обучение персонала и обеспечивать техническую поддержку.

Что показал первый этап внедрения eHealth?

Компьютеры и интернет в наших медицинских учреждениях – уже не являются чем-то исключительным, это рабочий инструмент, назначение которого всем понятно. Уровень компьютерной грамотности медицинских работников достаточный для внедрения системы и, если необходимо, может быть повышен. Таким образом развеяны мифы скептиков о том, что врачи не умеют пользоваться компьютерами, что на заключение декларации нужно тратить очень много времени и т.п.

С другой стороны, оказалось, что пациенты могут и хотят пользоваться новыми сервисами, поскольку это делает обслуживание более удобным. 2018-й стал годом, когда началось повсеместное внедрение систем управления пациентопотоком, электронных регистратур для онлайн-записи на приём. Я очень горд, что мы подняли эту тему на национальный уровень. Проблемой, из-за которой люди теряли огромное количество времени в очередях, стали заниматься в масштабах страны. Во многих клиниках она уже решена успешно, в том числе и благодаря сервису "Поліклініка без черг".

Говоря в целом, надо отметить, что медреформы, подобные украинской, проводились во многих странах мира и результат наш по сравнению с ними совсем не скромный. Наверное, ни одна из стран не может похвастаться такой динамикой роста.

Процессы, которые виделись как тренды в начале 2018 года теперь превратились в прогнозы на 2019-й год. Касательно первичного звена, их нужно разделить на три уровня:

  1. Государство. В этом году утвердилась и прошла апробацию электронная форма административных отношений между НСЗУ и медицинскими учреждениями. Сейчас – это передача данных по декларациям врач-пациент и часть отчётности. Судя по решительному настрою команды МОЗ, в 2019-м может быть принято решение о полной отмене бумажных отчётных форм для первичного звена взамен на переход на электронные системы (электронные медицинские записи с последующей автоматизированной статистикой и отчетностью).
  2. Медучреждения. На первом этапе реформы основное назначение медицинских информационных систем (МИС) – интеграция клиники в eHealth. Сейчас главврачи уже начинают осознавать новую для себя ситуацию – нужно конкурировать за пациента, результативно тратить заработанные деньги, вести учёт, управлять персоналом и т.п. У IT-бизнеса уже есть решения для эффективной организации внутренних процессов в клиниках. Поэтому медучреджения начнут активно использовать МИСы для управления внутренними процессами и улучшения сервиса для своих пациентов.
  3. Пациенты. Услуга онлайн-записи стала практически повсеместной. В дальнейшем нас ждёт имплементация других сервисов. Это позволит уменьшить количество ненужных визитов к врачам и в лаборатории, выписывать электронные рецепты, вести электронные амбулаторные (медицинские) карточки и т.п.

Первичный уровень медицинского обслуживания станет локомотивом для вторичного и третичного уровней. В этих сегментах, где пока ещё сохраняется старая модель финансирования, начнётся более активное развитие инфраструктуры и даже внедрение МИС.

Конечно, Х-фактором в развитии реформы могут стать выборы, однако нынешней команде МОЗ удалось сделать ряд необратимых позитивных изменений в системе здравоохранения страны. Хотя новая финансовая модель начала работать пока в медучреждениях первичной медицинской помощи, однако до 80% обращений пациентов к врачам удовлетворяются именно на этом уровне. С точки зрения обеспечения населения доступными медицинскими услугами это очень много. Поэтому результаты выборов могут лишь притормозить или в крайнем случае поставить на паузу, но не остановить прогресс.