Испытание рынка топлива счетчиками

30 августа 2018, 13:38

Задекларированная государством модель обеспечения комплексного контроля за производством и оборотом горючего требует оперативной доработки.

В противном случае бизнес будет вынужден приспосабливаться к тому, что уже предложила власть и менять наработанные годами модели хозяйствования. Очевидно, цена на товар возрастет, по крайней мере часть рынка сбыта может быть потеряна, доля налоговых поступлений – уменьшена.

Видео дня

Собственно, на основании чего сделаны такие выводы? Как известно, 1 января 2016 вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Украины (далее – НК Украины), которыми кардинально изменены порядок администрирования, учета и уплаты акцизного налога.

Одно из таких изменений – расширен перечень плательщиков акцизного налога, добавлено лицо, "которое реализует топливо". Такой плательщик (с определенным исключениями) также дополнительно получил статус распорядителя акцизного склада, где осуществляет свою хозяйственную деятельность путем выработки, обработки (переработки), смешивания, погрузки-разгрузки и хранения топлива (п.п. 14.1.224 НК Украины).

Пунктом 230.1 НК Украины в редакции Закона Украины О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году от 24.12.2015 г. № 909-VIII также была предусмотрена необходимость оборудования акцизных складов расходомерами-счетчиками и уровнемерами – счетчиками уровня таких товаров (продукции) в резервуаре, начиная с 1 января 2017 года.

Недавно и.о. председателя Государственной фискальной службы Украины Продан М.В. подчеркнул: "Принятие указанных изменений обусловлено необходимостью уменьшения неучтенного производства и обращения горючего, увеличение доходов субъектов хозяйствования, которые осуществляют его легальное производство и оборот, и в конечном расчете, рост налоговых поступлений в целом и акцизного налога горючего в частности".

В соответствии с п. 3 ч. 2 Порядка ведения Единого государственного реестра расходомеров-счетчиков и уровнемеров – счетчиков уровня топлива в резервуаре, передачи учетных данных с них электронными средствами связи от 22.11.2017 г.. № 891 (далее – "Порядок"), резервуар –законодательно регулируемое средство измерительной техники в виде стационарного сооружения или емкости, который предназначен для осуществления операций по обращению горючего и его хранения и для которого установлена зависимость его емкости от абсолютной высоты уровня топлива в резервуаре, что оформлено в виде градуировочной таблицы.

Под понятием "обращение горючего", согласно п. 4 ч. 2 Порядка, имеются в виду любые операции, предусматривающие: физическое получение распорядителем акцизного склада горючего с переходом права собственности или без перехода права собственности на горючее (операции по производству, приобретению, комиссии, поручению, ответственному хранению и другим операциям); физический отпуск (отгрузка) распорядителем акцизного склада горючего с переходом права собственности или без перехода права собственности на горючее (операции по реализации, комиссии, поручению, ответственному хранению и другие операции).

То есть, указанный Порядок был утвержден только 22 ноября 2017 – более чем через полтора года после принятия соответствующих изменений. А введение в действие требования по оборудованию складов счетчиками уже трижды откладывалось. Последние изменения в НК Украины свидетельствуют, что такая обязанность вступит в силу уже с 1 января 2019 года, а несоблюдение этого требования повлечет за собой наложение штрафа в размере одного размера прожиточного минимума за каждый кубический метр объема резервуаров, но не менее 15 000 гривен.

Правда, правило будет вводиться постепенно и в зависимости от объема резервуара, если более 20 тыс. куб. м – с 01.01.2019 г., от 1 тыс. до 20 тыс. куб. м – с 01.07.2019 г., а если общая емкость резервуара не превышает 1 тыс. куб. м – с 01.01.2020 г..

Вышеупомянутые изменения подвергаются критике со стороны бизнеса, так как национальное налоговое законодательство не учло основного – особенностей хозяйственной деятельности, при которой получение, отпуск или хранение горючего часто осуществляется без использования резервуара – стационарного сооружения или емкости.

В качестве примера, рассмотрим три самых распространенных на практике модели осуществления такой деятельности.

Первая предусматривает импорт горючего перевозчиком на склад ответственного хранителя, его последующие разгрузки-сливы из автоцистерны перевозчика в бочки объемом 200 л или пластиковые емкости (кубы) объемом тысяча литров, принадлежащие владельцу топлива и хранение продукции на складе. В дальнейшем горючее реализуется плательщиком акцизного налога именно в такой таре без последующего слива в другие емкости.

Второй вариант физического получения горючего не наливом, а в соответствующей таре (200 л бочки или тысячи л кубы), в которую товар предварительно расфасовывается вне таможенной территории Украины. Дальнейшая реализация продукции осуществляется плательщиком акцизного налога в этой же таре.

Что касается третьей модели – автоцистерна перевозчика горючего после прохождения таможенного контроля подается непосредственно на склад покупателя – лица, реализующего топливо, где представителями последнего производится разгрузка-слив горючего в собственную тару из такой автоцистерны.

Как видим, во всех описанных случаях нагрузка горючего осуществляется в автоцистерны перевозчика или специальную тару вне таможенной территории Украины.

В свою очередь, автоцистерна, из которой осуществляется налив горючего на таможенной территории Украины, бочка и/или кубы, в которых реализуется топливо, не являются стационарными сооружениями или емкостями, а потому оборудование таких расходомерами-счетчиками и уровнемерами-счетчиками физически не представляется возможным.

Такие обстоятельства также негативно влияют на возможность эксплуатации акцизного склада и возведения на основании данных счетчиков итоговых учетных сведений о суточном объеме оборота горючего и остатков горючего по каждому коду товарной подкатегории УКТ ВЭД.

Следовательно, невозможность установления соответствующего оборудования, априори обязательного в силу абз. 5 п. 230.1 ст. 230 Налогового кодекса Украины, фактически побуждает бизнес адаптироваться и подстраивать интерфейс хозяйствования под соответствующие изменения.

Зато полная перепланировка субъектами хозяйствования собственной модели ведения бизнеса с учетом соответствующих требований налогового законодательства не является оправданным, хотя бы с точки зрения практичности и финансовых затрат.

Учитывая это, вполне очевидна необходимость внесения изменений в положения Налогового кодекса при соблюдении двух условий:

  • обеспечения налогоплательщика возможностью осуществлять предпринимательскую деятельность, не меняя устоявшихся подходов к этому;
  • недопущение размывания основной цели введенного контроля.

Первая альтернатива может быть достигнута нераспространением действия термина "акцизный склад" на операции обработки (переработки), смешивания, погрузки-разгрузки и хранения горючего фасованного в тару, физическое получение и отпуск (отгрузка) которого осуществляется не наливом. При этом объем оборот продукции должен быть поставлен в зависимость от объема тары, в которую она расфасована, и никак не от показателей счетчиков, которые физически не могут быть установлены.

В таком случае функция выявления объекта налогообложения акцизным налогом фактически реализуется при ввозе подакцизного товара (продукции) на таможенную территорию Украины.

Второй альтернативой является оставление существующего порядка контроля за оборотом горючего с помощью автоматизированных процессов администрирования акцизного налога – обязательная регистрация, включение в реестр плательщиков акцизного налога по реализации горючего, отслеживание движения горючего с использованием акцизных накладных, регистрирующихся в Едином реестре акцизных накладных (ЕРАН), необходимость в установленных случаях составлять и регистрировать в системе электронного администрирования реализации горючего заявку на пополнение объема остатка горючего с предварительной уплатой акцизного налога.

К тому же внедрение системы электронного администрирования должно было обеспечить эффективный контроль "за реализацией горючего на внутреннем рынке, предотвращение случаев реализации на автозаправочных станциях неучтенных объемов горючего, с которых не уплачен акцизный налог, сокращение доли теневого сектора рынка и сжиженного газа, а также увеличение доходов бюджета от акцизного налога с нефтепродуктов, сжиженного газа и другого топлива", - это акцентировалось в пояснительной записке к проекту закона № 2357 от 15.07.2015 г..

В чем же тогда суть дублирования схем, выполняющих одну и ту функцию?

Несмотря на отсрочку обязательного оборудования складов счетчиками, судебная практика по этому вопросу еще отсутствует. Однако почти каждая новелла это куча потенциальных споров.

Содержательную параллель можно провести со спорами, которые сформировались в результате отнесения в 2016 году к понятию "горючее" толуола, ксилола, уайт-спирита, а также других товаров, указанных в п.п. 215.3.4 п.215.3 ст. 215 НК Украины, которые на практике не могут использоваться как источник энергии для средств передвижения, то есть в качестве топлива; а также в связи с возложением на субъекты хозяйствования, осуществляющие реализацию такого горючего, обязанности по регистрации плательщиком акцизного налога.

Речь идет о делах № 826/15943/16, № 804/5130/17, № 815/2412/17, № 817/1744/17, где совокупная сумма доначислений составила более шестидесяти миллионов гривен. Часть из них уже решилась по сути в пользу налогоплательщика. Основанием для такой позиции стало отсутствие в НК Украины, который устанавливает объект взимания налога, четкой формулировки определения такого подакцизного товара, как топливо.

Пробел в законе и в отношении неучтения при осуществлении контроля за оборотом горючего всех законных способов его дистрибуции нарушает требование "качества закона", предусмотренное Конвенцией о правах человека и основных свободах, и не обеспечивает адекватную защиту от произвольного вмешательства налогового органа в имущественные права налогоплательщика. Вероятно, указанное будет использовано в пользу бизнеса и в потенциальных спорах.

Упомянутые и другие острые вопросы применения налоговых норм в части акцизного налога неоднократно поднимались в ходе дискуссий участниками рынка и другими заинтересованными сторонами с представителями государства на профессиональных мероприятиях.

Очевидно, что власть разделяет соответствующие проблемы и понимает необходимость скрупулезного анализа особых форм ведения бизнеса по реализации горючего и их учета в законе.

Однако открытым остается вопрос оперативности внесения предложенных изменений. Именно от действенности власти будет зависеть достижение цели проводимой схемы контроля – государство или позволит импортировать топливо по-прежнему по действующим бизнес-моделям, контроль обращения при которых достигается уплатой импортером акцизного налога на таможне и функционированием системы электронного администрирования акцизного налога, или подтолкнет бизнес к поиску альтернативных путей реализации такой продукции.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X