Разминирование как фундамент восстановления независимой Украины
Независимость начинается с безопасности. И в Украине это не абстрактный лозунг, а реальность, которая определяет ежедневный ритм жизни.
Украина оказалась в уникальном положении: она стала первым современным государством, которое одновременно ведет масштабную войну и проводит системное гуманитарное разминирование. По оценке Министерства экономики, около 138 500 км² (а это более 30% территории страны) нуждаются в обследовании на наличие мин и взрывоопасных остатков войны. Хотя, по опыту GCS, реально загрязненной является небольшая доля этих площадей, на определение этих участков нужны время, техника и деньги, а каждый день простоя необследованных земель стоит стране десятки миллионов долларов.
По данным Tony Blair Institute, Украина после полномасштабного вторжения России ежегодно теряет $11,2 млрд валового внутреннего продукта из-за мин и неразорвавшихся боеприпасов, которые создают зоны, не подлежащие использованию, а следовательно, уменьшают экономическую активность, экспорт и налоги. Для понимания: это 5,6% всего украинского ВВП за 2021 год. Зато расходы на полное разминирование оцениваются Всемирным банком в $35 млрд, — это то, что Украина с загрязненными минами и взрывоопасными предметами лесами и полями потеряет за 3,5 года.
Только из-за заминированных полей украинская экономика не дополучает ежегодно $800 млн. И каждый год промедления увеличивает стоимость будущих работ, ведь информация теряется и устаревает, больше времени уходит на нетехническое обследование, а затем и на само разминирование. Об этом свидетельствует и опыт таких стран как Ирак, и Азербайджан. Нужно разминировать сейчас, по «горячим следам», пока информация актуальна и свежа.