ФОП-2019: потенциальные риски

21 февраля, 08:43
3178
Цей матеріал також доступний українською

На что надеяться украинскому ФОП в 2019 году

Серьезные государственные решения, ориентированные на обеспечение социальных гарантий и потребностей населения, в украинских реалиях чаще всего реализуются за счет бизнес-сектора. Увеличение таких базовых показателей как минимальная зарплата или прожиточный минимум бьет в первую очередь, по разным группам ФЛП, которые не всегда могут компенсировать инфляционные процессы. Попробую разобраться с тем, на что надеяться украинскому ФЛП в 2019 году.

Общий контекст деятельности ФЛП. По данным Государственной службы статистики, в Украине насчитывается около 1,5 млн физических лиц – предпринимателей. Преобладающая часть из них относится к сектору оптовой и розничной торговли – это небольшие по объему предприятия с небольшим количеством наемных работников. То есть речь идет о малом бизнесе, чувствительному к любым изменениям и экономическим кризисам. И в этом разрезе важно понимать, что для части украинцев регистрация себя как ФЛП является иногда чуть ли не единственным способом легализовать свои доходы, получать впоследствии пенсионные начисления и избежать лишних проблем с налоговыми службами.

Также не стоит забывать о том, что многие из предпринимателей совмещают работу на предприятии (на юридическое лицо – предпринимателя) с собственной независимой предпринимательской деятельностью. При таких условиях приходится платить минимальный ЕСВ дважды, а то и более раз. В таком контексте понятно, почему повышение заработной платы так неоднозначно воспринимается частным сектором.

Увеличение размера социальных гарантий. Для действующего правительства увеличение минимальной заработной платы и прожиточного минимума является действенным способом наполнения государственного бюджета за счет налогов. Формула проста: чем выше минимальная зарплата, тем выше налоги с нее. Согласно закону о бюджете, с 1 января этого года размер минимальной заработной платы повысился на 12% до суммы в 4173 грн. Это напрямую влияет на размер ЕСВ, при сохранении самих налоговых ставок. Также в 2019 году запланировано поэтапное повышение прожиточного минимума для трудоспособных лиц – с 1921 грн в первом квартале финансового года и до 2102 грн в четвертом.

Исходя из этого, нетрудно посчитать среднюю годовую налоговую нагрузку на разные группы ФЛП. Для ФЛП I группы минимальная сумма налогового платежа, независимо от полученных доходов, составит 13 321,92 грн (ЕСВ – не менее 11 016,72 грн, а единый налог – не более 2305,20 грн). А вот для ФЛП II группы эта сумма еще больше и составляет 21 031,92 грн (ЕСВ – не менее 11 016,72 грн, а единый налог – не более 10 015,20 грн). Надо учитывать то, что подавляющее количество ФЛП – это именно малый бизнес с небольшим оборотом капитала. Чтобы не прибегать к оценочным суждениям и предполагать мало это или много, можно просто сравнить эти суммы со средней заработной платой по Украине и уже делать самостоятельные выводы. Так, в декабре 2018 (последние опубликованные данные Госкомстата) средняя заработная плата по Украине составила 10573 грн.

Трудоустройство лиц с инвалидностью и ставка ЕСВ. Ключевое законодательное новшество для ФЛП в 2019 году – это возможность уменьшить ставку ЕСВ при трудоустройстве лиц с инвалидностью. В новой редакции закона «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» допускается возможность уменьшения единого социального взноса до 8,41%. До 1 января 2019 такая норма применялась только к предприятиям, учреждениям и организациям, а вот для ФЛП, где работали лица с инвалидностью, ставка оставалась неизменной на уровне 22%. Для государства и бизнеса подобная инициатива имеет двойное значение: социальное – стимулирование частного сектора к трудоустройству лиц с инвалидностью и изменение самого отношения к ним; экономическое – таким образом государство пытается легализовать и вывести из тени доходы ФЛП за счет реальной возможности для последних уменьшить в разы размер единого социального взноса.

На сегодня говорить о том, будет ли на самом деле действенной подобная норма невозможно. Однако в разрезе увеличение налоговых инструментов для бизнеса, это выглядит как никогда кстати. Будем надеяться на то, что год выборов не принесет бизнесу ненужных в современных условиях осложнений и необдуманных решений.

Читайте новый номер журнала НВ

Подписывайтесь на журнал НВ и читайте свежий номер прямо сейчас. Все подписчики также получают доступ к архивным выпускам журнала. Стоимость подписки на три месяца всего 59 гривен.

Подписаться и читать журнал