Военный сбор: к чему приведут инициативы нардепов

26 ноября 2019, 20:00

В Раду подали сразу два законопроекта о военном сборе. Нардепы предлагают отменить его или дифференцировать. К чему это приведет

Что предлагают

Суть законопроекта № 2252 в полной мере отражает его название — «О внесении изменений в Налоговый кодекс об отмене военного сбора». Документ указывает, что его целью является отмена сбора с 1 января 2020 года. В пояснительной записке изложен механизм компенсации поступлений от военного сбора за счет роста зарплат, который запланирован на 2020 год.

Видео дня

Другой законопроект, № 2252−1, крайне категоричен. Авторы документа отмечают нецелесообразность отмены военного сбора и предлагают изменить систему его взимания по принципу «больше зарабатываешь — больше платишь». Законопроект внедряет дифференцированную шкалу ставок, согласно которой:

 — 0,5% взимается с доходов, не превышающих объем (размер) минзарплаты;

 — 1,0% — с доходов в объеме от 1 минзарплаты в 15 000 грн;

 — 1,5% — с доходов в объеме от 15 000 грн до 40 000 грн;

 — 2,5% — с доходов в объеме от 40 000 грн до 100 000 грн;

 — 3,5% — с доходов в объеме от 100 000 грн до 500 000 грн;

 — 4,5% — с доходов в объеме от 500 тыс. грн до 1 млн грн;

 — 5,5% — с доходов в объеме от 1 млн грн до 5 млн грн;

 — 6,5% — с доходов в объеме от 5 млн грн до 25 млн грн;

 — 8,5% — с доходов в объеме от 25 млн грн до 100 млн грн;

 — 10,0% — с доходов в объеме от 100 млн грн и более.

Как видно из этой шкалы, законопроект коснется тех, кто зарабатывает 40 000 гривен и больше.

Это означает, что люди с незначительными доходами будут меньше платить в пользу государства. С другой стороны, представители среднего класса и бизнеса, которые зарабатывают более 40 тыс. грн, потеряют немалую часть прибыли.

Здесь важно отметить: не только из зарплат взимается военный сбор! В первую очередь под налогообложения попадают: доходы по гражданско-правовым договорам, доходы от продажи движимого или недвижимого имущества и неимущественных прав, дивиденды, авторское вознаграждение, доходы за предоставление права пользования нематериальными активами. Это означает, что большинство населения так или иначе обязано платить военный сбор.

Какому из двух законопроектов «быть»?

Отмена или изменение любого налога — решение с глобальными последствиями. Поэтому принимать его необходимо, исходя из двух важных факторов: анализа психологии налогоплательщиков и расчета экономических показателей.

С точки зрения психологии налогоплательщика введение военного сбора в 2014 году в размере 1,5% было оправдано ситуацией в стране, а также небольшим размером самого налогообложения. Экономические выгоды вообще очевидны: ежегодный рост бюджета. Только в 2018 году страна от военного сбора получила 18 млрд грн, в этом году цифра будет еще больше.

С другой стороны, при условии проведения всех исследований и нахождения источников компенсации поступлений в бюджет в отмене военного сбора появляются сразу 2 положительные составляющие:

1. Психологическая. Ликвидация налога станет хорошим знаком для населения, сигналом того, что реформа Вооруженных Сил Украины завершена, и наша армия достигла проектной мощности. Ведь военный сбор изначально рассматривался как временный источник наполнения бюджета к моменту завершения реформы ВСУ.

2. Экономическая. Уменьшение налоговой нагрузки всегда положительно влияет на экономическое развитие. Эта закономерность всем известна: чем меньше процент налога, тем больше плательщики показывают свои доходы.

«Тень» на горизонте

Если законопроект об отмене военного сбора имеет под собой экономическое обоснование, то законопроект по дифференцированной шкале, который намного экономически сложнее, не учитывает цифры и аналитику. В пояснительной записке к нему не предложено экономических расчетов последствий его введения. Они будут значительными.

Сама же идея внедрения дифференцированной шкалы ставок для уплаты военного сбора означает, что налоговое бремя останется, а для определенных групп населения существенно увеличится. А любое увеличение налога всегда встречает сопротивление.

Существует определенная психологическая граница размера налогов, которую плательщик готов честно платить. Она находится на уровне совокупно 10−15%, а то, что больше этой цифры, побуждает людей искать обходные пути. Идти в «тень», как говорится. Законопроект № 2252−1, предлагая повышение ставки на военный сбор, именно к этому и побуждает как население, так и бизнес.

Это становится очевидно, если смоделировать простую ситуацию. Представьте, что законопроект принят, он уже вступил в силу, а вы в это время продаете, скажем, квартиру, стоимость которой превышает 1 млн грн. После продажи вам придется заплатить 5% НДФЛ (недвижимость находится в собственности менее 3-х лет) и 5,5%, после чего вы потеряете не менее 105 тыс. грн своего дохода. Стало быть, мотивирует ли это «честно» продавать недвижимость и к чему это, в свою очередь, приведет?

1. Недвижимость перестанут продавать по реальным ценам.

2. Появятся новые «теневые» способы и средства передачи права собственности на недвижимость, дабы избежать уплаты повышенных налогов. А это автоматически провоцирует появление теневого рынка недвижимости.

Все вышеизложенное — возможные последствия только для одной сферы экономики. А их много, и у каждой можно найти подобные «подводные камни».

Что касается того, сможет ли законопроект № 2252−1 реально увеличить поступления в бюджет от военного сбора и не приведет ли его вступление в силу к снижению темпов экономики, то для получения четкого ответа опять-таки нужно провести аналитические исследования. И это должна быть тщательная и кропотливая работа, ведь на рынке недвижимости в одном только Киеве в 2018 году было оформлено 35 352 сделок по купле-продаже недвижимого имущества. Стоимость большинства из них превышала 1 млн грн.

Последствия для бизнеса

В Украине недавно начала зарождаться традиция выплаты дивидендов. Они также облагаются военным сбором. Поскольку законопроект № 2252−1 предлагает увеличение процентной ставки на доходы, превышающие 40 тыс. грн, бизнес опять-таки рискует столкнуться с существенными расходами. Большинство, вероятно, будет искать альтернативы. А это опять-таки означает возврат к «тени».

Итак, какие же реальные выгоды предлагает законопроект № 2252−1? Для ответа на этот вопрос необходимо провести государственный налоговый комплаенс, проанализировать систему бюджетных поступлений и расходов, определить вероятный экономический рост экономики и психологию налогоплательщика. Лишь после этого можно принимать решение об отмене или дифференцировании военного сбора.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X