Экономический опыт Польши. Что может использовать Украина

18 апреля, 11:20
510
Цей матеріал також доступний українською

Экономический патриотизм и бизнес-парки. Сработает ли это у нас?

Сегодня стало особенно модно сравнивать Украину с Польшей. Сравнивать, подчеркивая сколько мы потеряли, и как стремительно вперед прорвались поляки. Кто-то даже предлагает использовать модель Польши для Украины.

Однако, время прошло и изменились условия, в которых возникло «польское экономическое чудо». И точно скопировать именно польскую модель развития 90-х годов сейчас не удастся. Нам нужна собственная модель, исходя из нынешних реалий.

Собственно да, модель – продуманный план как будет развиваться наша страна, какие отрасли будут приоритетными, понимание что и куда мы будем экспортировать, как преодолевать проблему ресурсоемкости, технологического отставания и энергетической зависимости.

Однако, некоторые элементы модели польского развития можно, да и нужно использовать в Украине.

На рубеже 80-90-х годов в Польше был серьезный экономический, и как следствие, социальный кризис. Дефицит товаров в пустых польских магазинах заполнялся «челноками» из соседних стран, в том числе и Украины. Однако уже через несколько лет, направление товарных потоков изменилось. И полки многих городов в Украине, особенно приграничных регионов, заполняли товары с гордой надписью «Хорошее потому что польское».

В значительной степени, Польшу начал спасать экономический патриотизм и понимание того, что нужно производить свою продукцию и замещать импорт. Активно используемые лозунги «Теперь Польша», «Свой к своему за своим», «Хорошее, потому что польское» и другие призывали покупать продукцию национального производителя.

К слову, принцип «Свой к своему за своим» активно использовали украинцы на землях нынешней западной Украины в начале ХХ в, с целью противостояния засилью капитала других национальностей. Сказать, что эта практика была успешной – не сказать ничего. Возникли сотни кооперативов, профессиональных и кредитных союзов, которые, в том числе финансировали, и социальные и культурные мероприятия.

Однако, в конце ХХ века, мы об этом лайфхаке то забыли. И сегодня имеем соответствующие реалии. В 2018 году, по данным Министерства экономического развития и торговли, украинский экспорт вырос на 9,4% по сравнению с 2017 годом, в то время как импорт вырос на 14,3%. И как бы мы не смеялись над «импортозамещением» наших соседей, без этого нам будет сложно. И модель процветания Украины, как ни крути, невозможна без применения правила «Свой к своему за своим». Такой план и модель разрабатывает сейчас Украинский институт будущего – «Экономическая стратегия Украины 2030».

В то же время, все начинается с малого. До сих пор есть много вариантов замещения импорта собственными производствами. И радует, что количество и мощность украинских производств, которые способны покрывать внутренний спрос, а впоследствии и выходить на внешние рынки – растут.

Из свежего – хороший пример – это открытие первого производственного объекта индустриального парка в Белой Церкви – завода по производству электрической фурнитуры. Сегодня такая продукция массово импортируется из Китая и Турции. Отечественное же производство на 90% построено на использовании материалов и комплектующих именно украинского производства. Впоследствии, ожидается, что в этом индустриальном парке будет создано три тысячи рабочих мест.

Индустриальный парк появился в Белой Церкви два года назад, а основателем был бизнесмен Василий Хмельницкий, который убежден, что проекты бизнес парков могут стать точками роста по всей Украине. Вследствие таких проектов, как считает бизнесмен, не только будут создаваться рабочие места и активизироваться импорт, но и создаваться положительный бизнес-климат, который будет привлекать сюда все больше иностранных инвесторов.

В той же Польше работают десятки успешных бизнес-парков, а общее их количество скоро может достичь сотни. И нет никаких оснований считать, что такая модель не сработает в Украине. Патриотизм в потреблении способен стимулировать патриотизм в производстве. При этом, нам нужно четко расставить приоритеты и понимать, какие именно рынки с какой именно продукцией мы можем занять.

Впоследствии, в Украине однозначно, наберется критическое количество людей и институтов, готовых начинать осуществлять изменения уже сегодня. И в Украине обязательно удастся. Но лучшее время начать творить завтра – именно сегодня.

Диалоги о бизнесе

23 мая, в Киеве, известные предприниматели Сергей Тигипко, Пётр Чернышов, Игорь Смелянский и Дмитрий Шимкив станут спикерами лекции НВ «Диалоги о бизнесе: как преуспеть в эпоху перемен».

Записаться на лекцию