12 тезисов за Ryanair
Сразу, когда стало ясно, что ни один столичный аэропорт на самом деле не готов принимать у себя лоукостера на его условиях.
Я выступил с альтернативным предложением перенаправить его рейсы в ближайшие к Киеву простаивавшие аэропорты: Житомир-Смелянку, Житомир-Озерное или Белая Церковь.
В возникшей дискуссии многие эксперты поддержали идею и сошлись во мнении, что за 7-8 месяцев (срок, остававшийся до заявленного открытия рейсов из Киева) один из предложенных аэропортов при должном финансировании вполне можно подготовить к обслуживанию Ryanair.
Кроме финансирования, нужна политическая воля и слаженная работа всех чиновников на благо этого проекта. Но с самого начала у него возник один могущественный оппонент — министр инфраструктуры Владимир Омелян категорически настаивает на обслуживании Ryanair в Борисполе. Несмотря на то, что в настоящее время аэропорт не может удовлетворить финансовые и технические условия лоукостера.
И если Борисполь все же предоставит ирландцам особые цены (примерно в 4,5 раз меньше, чем сейчас платят другие авиаперевозчики), то тут же получит от них жалобы в украинские и европейские антимонопольные службы и суды.
Снижение же сборов на 75% для всех рейсов всех авиакомпаний сразу переведет аэропорт Борисполь из разряда высокоприбыльных госпредприятий в планово убыточные. И никакие переводы рейсов в законсервированный терминал F этой проблемы не решат.
Во-первых, так как не снимет претензии других авиакомпаний. Во-вторых, это лишь еще больше увеличит возможные убытки аэропорта, ведь оперирование в терминале F будет однозначно убыточно без 15-20 пар рейсов в день, даже при нормальных расценках на обслуживание. Для лоукостера это еще раза в 2-3 больше. А Ryanair пока говорит о 1-3 рейсах в день.
В спорах прошло уже половина срока, отведенного лоукостером для подготовки к полетам. И пока стороны никуда не продвинулись. Министр публично обвиняет национального перевозчика, МАУ, в монополизме и нежелании сдавать позиции.
Авиакомпания ответила обвинением министра в лоббировании коммерческих интересов ирландской авиакомпании. Борцы с коррупцией раскопали секретный меморандум, подписанный коммерческим директором Ryanair Дэвидом О’Брайном и министром Омеляном, по которому Владимир Владимирович якобы обязуется предоставить лоукостеру сверхнизкие цены в аэропорту Борисполь. И якобы эти обязательства и не дают министру рассматривать другие варианты, а также мотивируют авиакомпанию не идти ни на какие компромиссы со столичным аэропортом.
В этой тупиковой ситуации я еще раз хочу напомнить о варианте перенаправления Ryanair из Борисполя в Белую Церковь или Житомир.

У меня за это 12 аргументов:
1. Именно так Ryanair заходил почти во все страны Восточной Европы. Так, весной 2004 года лоукостер начал выполнять полеты в польские аэропорты: Краков, Познань, Вроцлав, через год в Гданьск, Щецин, Жешув, Лодзь и Быдгощ. И лишь в 2012 году авиакомпания открыла рейсы в Варшавский аэропорт Модлин (а не центральный имени Шопена — базу LOT). То же самое было в Румынии, Литве и даже Каталонии, где Ryanair начал полеты сначала в Реус и Жирону, и значительно позже зашел в центральный — Барселона/Эль Прат.
Исключения типа Риги или Будапешта лишь подтверждают — начав с центрального аэропорта страны, лоукостер навсегда теряет какой-либо интерес к провинциальным городам — их жители и так доедут к рейсу.
2. Город получит сразу до 1000 высокооплачиваемых рабочих мест, с перспективой роста 200-300 мест ежегодно. Сейчас средняя заработная плата в авиационной сфере является самой высокой в Украине — более 28 тысяч гривен в месяц. Плюс, по данным исследования ICAO (Международная организация гражданской авиации), 1 рабочее место в аэропорту создаёт 6 дополнительных рабочих мест в регионе.
3. Город получит въездного иностранного туриста (пусть, допустим, только 1% пассажиров задержится в городе на сутки — это свыше 1500 в год).
4. Экономика региона получит сильный позитивный толчок. По данным того же исследования ICAO, $1 в обороте авиационной отрасли создаёт дополнительно $3,45 в ВВП региона.
5. Украина получит ещё один большой живой аэропорт — уже через 3-4 года там будет миллион пассажиров. Упомянутый мною Модлин за 3 года из бывшей базы ВВС с нулевым пассажиропотоком вырос до 1,7 млн пассажиров в прошлом году. Литовский Каунас с 24 тысяч пассажиров в год вырос за 6 лет до 890 тысяч.
6. Украинские пассажиры получают реальную возможность выбирать и летать Ryanair из дальнего аэропорта или другими перевозчиками из привычных Борисполя и Киева (Жуляны).
7. Ryanair получает все коммерческие и технические условия, которые просит. Кроме того, правительство вполне может передать авиакомпании без конкурса землю в аренду, как просят ирландцы под ангар, отель — пускай инвестируют и создают рабочие места для украинских специалистов.
8. Украина не нарушит антимонопольное законодательство, как собственное, так и европейское. О чем просят действующие на рынке авиакомпании (у меня есть заявления Lufthansa, Austrian airlines и AirBaltic), поддерживающих либерализацию, но не протекцию одного конкурента. И за них в случае чего есть кому похлопотать. Вплоть до госпожи Федерального Канцлера.
9. Это сохранит вероятность выхода в будущем Ryanair и в другие украинские провинциальные аэропорты. В ином случае все, что ближе 250-300 км от Борисполя, станут ему автоматически не интересными — пассажиры оттуда и так доедут до него.
10. Борисполь продолжает расти и развиваться, как региональный хаб. И сохраняет высокую прибыльность — $50 млн в прошлом году. Одно из самых прибыльных госпредприятий страны.
11. В то же время продолжает успешно развиваться модель транзитного хаба в аэропорту. Транзитные пассажиры уже сейчас составляют треть потока аэропорта. На рейсах национального перевозчика их уже больше половины, и они помогают сохранить множество направлений, которые без транзитных пассажиров были бы убыточны и просто не интересны никаким авиаперевозчикам. Транзит увеличивает транспортную доступность Киева.
Борисполь - уже состоявшийся хаб, у которого разлет на уровне ближайших конкурентов — Варшавы/Шопена, Риги или Праги. И это, несмотря на войну и блокады полетов над Россией, Донбассом и Крымом.
12. Министр В.Омелян становится героем, который привел сюда Ryanair.
А теперь объясните, кому плохо будет и почему? Ryanair против? Так ему надо пробовать новое место, а не согнувшись спрашивать: "Нам так неудобно и стыдно, но может мы вас в “дыру” засунем?"
Что ж, отвечу: “Так слона не продашь…”
Простой консультант в феврале прошлого года, за 5 минут дискуссии в рамках Вильнюсской авиационной конференции сумел объяснить Дэвиду О'Брайну, что лоукостер из ЕС юридически может беспрепятственно летать из большинства стран в Украину. Хотя до этого пять министров безуспешно это пробовали.