$1 млрд на ветер

15 марта 2017, 10:40
Shell планирует инвестировать в возобновляемые источники энергии $1 млрд в год, сообщает агентство Reuters

В среднем ежегодные инвестиции компании составляют $25 млрд. Мир должен резко сократить выбросы углекислого газа, чтобы достичь целей Парижского климатического соглашения, сказал генеральный директор Royal Dutch Shell Бен ван Берден в четверг на конференции IHS Markit в Хьюстоне, США. Впрочем, он подчеркнул, что это не означает полного отказа от использования ископаемых видов топлива. "Самый большой вклад, который Shell может внести в сокращение выбросов в глобальном масштабе в ближайшей перспективе, - это продолжать повышать роль природного газа", - сказал Ван Берден, заметив, что при сгорании газа в атмосферу выделяется меньше вредных веществ, чем при сжигании нефти и угля. Природный газ занимает сегодня около половины бизнес-портфеля Shell.

Видео дня

Компания также поддерживает введение углеродного налога (carbon tax). По мнению Ван Бердена, правительства во всем мире должны делать больше для того, чтобы принять правильную политику, установить цену или налог на выбросы углерода. "Мир нуждается в большем количестве энергии", - говорит глава концерна. - "Но мы должны делать всю эту энергию, выделяя значительно меньше углекислого газа. Это, конечно, ключевой фактор, определяющий энергетическую трансформацию".

Векторы развития традиционной энергетики меняются

«Маятник качнулся в другую сторону! Во всем мире! Время и в Украине учесть стремительную динамику перехода к чистой энергии в проекте энергетической стратегии до 2035 года!» - отмечает председатель Государственного агентства по энергоэффективности Сергей Савчук, акцентируя на низком уровне освоения возобновляемых источников энергии украинским бизнесом – всего 4,81% в общем балансе энергопроизводства.

Вместе с тем, Shell намерена ежегодно инвестировать $1 млрд в возобновляемые источники энергии, что больше инвестиции в зеленую энергетику во всей Украине. Хоть сумма и немалая, в то же время она составляет лишь небольшую долю ежегодных 25-миллиардных инвестиций компании. Во многом это выглядит имиджевым шагом, что косвенно подтверждает сам Ван Берден. Он говорит, что "наибольшей проблемой", с которой сталкивается компания, является доверие общества. "Я действительно думаю, что доверие было подорвано до такой степени, что это становится серьезной проблемой для нашего долгосрочного будущего". Следует отметить, что Shell сейчас достаточно активно развивается на рынке оффшорной энергетики, используя свои компетенции в морском бурении.

Shell, безусловно, пока не расстается с нефтью. Компания продолжает инвестировать в глубоководные разработки в Мексиканском заливе, а также в аргентинские сланцевые месторождения, такие как Vaca Muerta. При этом Ван Берден считает, что мировой спрос на нефть может достигнуть своего пика уже во второй половине 2020-х годов, поскольку мир все в большей степени полагается на природный газ и возобновляемые источники энергии. Он заявил, что не согласен с руководителями других энергокомпаний, которые утверждают, что спрос на нефть в течение нескольких грядущих десятилетий будет расти. В Shell ожидают, что пик нефти может наступить уже через пять лет.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Как известно, такие прогнозы по развитию рынка стали одной из причин, почему Shell вышла из проекта по разработке канадских нефтеносных песков - компания продала свои площадки Canadian Natural Resources за $8, 5 млрд (из которых $5, 4 млрд наличными и $3, 1 - акциями канадской компании).

Новый энергетический пакет ЕС: встряска для Украины

После проведения ГП «НЭК «Укрэнерго» мероприятия с символическим названием «Навстречу «зеленой» энергии», являющегося актуальным в разрезе принятия ЕС нового энергетического пакета «Clean Energy for All Europeans», возникает вопрос: что этот пакет даст Украине, в частности в разрезе развития предприятий, работающих в области зеленой энергетики.

Во-первых, данный документ является лишь набором нормативных предложений и мероприятий, охватывающих структуру рынка электрической энергии, правил снабжения и регулирования электрической энергии, вопросы возобновляемой энергетики и энергоэффективности. Однако, пакет должен пройти очень длительный процесс экспертных и политических консультаций, а предложения Европейской Комиссии, после их обсуждения, должен поддержать Европейский Парламент. Несмотря, на активную волну критики со стороны экспертов и общественных организаций в сторону многих пунктов (особенно, финансовых инструментов и экологических последствий), скорее всего, в такой редакции документ принят не будет и претерпит много структурных изменений.

Во-вторых, на Украину документ повлияет опосредованно, всего лишь как реакция европейского бизнеса на меняющиеся условия энергетической игры. И, учитывая ряд прогнозов, в частности подготовленных Greenpeace, Bruegel и CE Delft, для развития проектов в области возобновляемой энергии, для Украины они сыграют только на пользу.

Итак, проектом документа Европейская Комиссия до 2020 года предлагает отменить льготы для возобновляемой энергетики, в частности, право первоочередного подключения «зеленых» генерирующих мощностей к сетям. Это базируется на том, что доля использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в ЕС уже достигла 30% и в ближайшие 3 года будет стремительно расти.

Поэтому, ожидаемо, что европейские компании обратят внимание на Украину, в которой еще будут оставаться такие правила и один из самых высоких в мире «зеленых тарифов». Изменение «правил игры» для «зеленых» инвесторов является невыгодным, поскольку, согласно Соглашению об Ассоциации с ЕС, к 2020 году доля потребления ВИЭ в конечном потреблении энергии должна составить не менее 11 %, а по официальной статистике в 2015 г. (данные за 2016 г. получим только в апреле 2017) эта доля едва достигла 4,87 %. В то же время электрические сети имеют потенциал для подключения 5,2 ГВт генерирующих мощностей, что открывает новые горизонты для «зеленых» инвестиций в страну.

С другой стороны, Европейская Комиссия предлагает значительно увеличить вовлеченность потребителей энергорынка. Активное развитие альтернативной энергетики приводит к созданию дисбаланса в энергосистеме, приводя к необходимости внедрения новых технологий и SMART-решений для обеспечения маневрирования пикового потребления, что в настоящее время осуществляется за счет ТЭС (кстати, получающих новые преференции в энергопакете).

Поэтому, новый этап в развитии европейского энергорынка заключается в переходе от централизованных систем к системам распределенной генерации. В такой модели, на новую позицию выходят энергетические кооперативы, которые сейчас приобрели популярность в странах ЕС и, постепенно, появляются в Украине, превращаясь в полноценных игроков энергорынка, имея возможность генерации, хранения, потребления для собственных нужд и продажи избытка электроэнергии, вырабатываемой за счет ВИЭ. Однако, еврорегулятор существенно ограничивает предельную мощность генерации электроэнергии со стороны кооперативов, что значительно сужает рынок до максимум 25% участия в положительной части энергобаланса. Ожидается, что представители МСБ, освоившие кооперативную ячейку в ЕС, будут искать новые рынки сбыта в Украине, что даст толчок для развития местных инжиниринговых и проектных фирм.

Итак, зрегулированность нового этапа развития энергетики ЕС может привести к активизации проектов зеленой энергетики в Украине. И здесь, главное, заранее создать открытые и прозрачные правила игры, предоставив зеленый свет зеленым инвестициям.

Зеленое спасение украинской энергетики

Миром активно ширится «зеленая» (альтернативная) энергетика, в ряде стран, например Германии, Исландии, Швеции, Дании вытесняющая, а в некоторых случаях и заменяющая атомную и теплоэнергетику. Преимуществ очень много: от высокого уровня экологической безопасности, простоты строительства (особенно солнечных электростанций) и быстрой окупаемости.

Приведем простой расчет экономической эффективности альтернативной энергетики. Модернизация одного энергоблока Змиевской ТЭС ПАО «Центрэнерго» стоит 50 млн долларов США, что позволит повысить производство электроэнергии на 10-15 МВт (проект займет 2 года). Используя инвестицию в 50 млн долларов США за полгода можно возвести и подключить к сети 45-48 МВт мощностей солнечных электростанций. Однако, для этого проекта понадобится 110-115 га земель, что в Украине, при самом высоком коэффициенте распаханности площади в Европе, крайне трудно.

Итак, вопросы продвижения земельной реформы, введение открытого и прозрачного рынка земель являются одним из важнейших препятствий развития альтернативной энергетики. С другой стороны, препятствия для развития формируют отсутствие зеленого света для «дешевых» кредитов с целью развития украинской зеленой энергетики.

Следует отметить, что экономические расчеты для определения срока окупаемости «зеленой» энергетики делаются на основе продажи энергии государству по «зеленому тарифу», который сегодня в стране колеблется (устанавливается для каждого продавца отдельно) от 15 до 19,5 евроцентов за 1 кВт/час. В пересчете на гривны получаем стоимость «зеленой» энергии на оптовом рынке примерно 5 гривен 63 копейки. Для потребителя (с учетом стоимости транспортировки, потерь и надбавки организации-продавца) цена возрастает уже до примерно 7,5 гривен за кВт/час. Понятно, что конечные потребители не платят такую цену – компенсация различных тарифов осуществляется за счет дешевой энергии от АЭС, где себестоимость кВт/час. составляет примерно 42-45 копеек – в 13 раз ниже «зеленого тарифа».

Если АЭС исчезают и их мощности замещаются станциями, которые работают на зеленом тарифе, то украинцы (как бытовые потребители, так и промышленность) вынуждены будут платить за электроэнергию как минимум в 5-7 раз дороже (учитывая заявленные планы Правительства относительно постепенного снижения зеленого тарифа).

Единственный вопрос в том, а что Украина сможет предложить нефтяному гиганту Shell в качестве инвестиционного портфеля к альтернативной энергетике?

Показать ещё новости
Радіо NV
X