Финансирование войны с Украиной. Доходы России от экспорта нефти снизились, но не из-за санкций
Доходы России от экспорта нефти в сентябре по сравнению с августом снизились на 3,9%, с $15,3 млрд до $14,7 млрд из-за более низких мировых цен, а не ужесточения санкций.
Об этом говорится в исследовании KSE Institute.
«Хотя объемы экспорта российской сырой нефти и нефтепродуктов увеличились на 0,5 млн баррелей в сутки, этот рост не смог компенсировать падение экспортных поступлений из-за снижения цен на нефть, что привело к снижению доходов», — говорится в исследовании, — «Цена Urals FOB Приморск и Новороссийск снизилась на $6,9 и $6,5 за баррель соответственно до $62 за баррель, а скидка к Brent несколько увеличилась и составила примерно $11 за баррель».
Российский экспорт сырой нефти морем увеличился в натуральных объемах на 8,6% в сентябре, при этом только 8% поставок имели страхование IG P&I.
Экспорт из портов Черного моря сократился на 10,6% за месяц и сейчас полностью зависит от танкеров теневого флота без страхования IG, тогда как в августе 16% поставок имели покрытие IG.
Экспорт из портов Балтийского моря вырос на 30,2% в месячном исчислении, при этом доля застрахованных судов составила 16%.
В то же время уровень страхового покрытия для экспорта из портов Тихого океана остается низким и составляет лишь 2%, тогда как для экспорта из портов на Арктическом побережье он полностью отсутствует.
Отмечается, что США, ЕС и Великобритания усилили санкции против российского теневого флота, выводя суда из коммерческого оборота. По состоянию на 21 октября 92 танкера были санкционированы за транспортировку российской нефти. «Испытывая эффективность этих мер, Россия вернула 22 судна в эксплуатацию после длительного простоя, причем 17 из них проходили через воды ЕС и G7 или вблизи них. Остальные 70 танкеров остаются вне коммерческого использования», — говорится в исследовании.
В сентябре из российских портов вышли 112 теневых танкеров, загруженных сырой нефтью, 79% из которых более 15 лет. Кроме этого, два сверхбольших танкера для сырой нефти (VLCC), которые слишком габаритные для загрузки в российских портах, были привлечены к перекачке нефти с судна на судно (STS).
Для расширения операций теневого флота Россия начала переводить танкеры, ранее принадлежавшие Совкомфлоту, под управление других компаний, чтобы скрыть фактическую собственность.
Менеджеры судов из ОАЭ и Китая продолжают помогать России экспортировать сырую нефть по ценам выше установленного ценового потолка. «Эти менеджеры способствуют подделке документов и организации STS трансферов для того, чтобы скрыть реальное происхождение нефти и маршруты танкеров», — говорится в сообщении.
Также Россия использует схему двойной продажи нефти для обхода санкций при содействии менеджеров судов.
В исследовании отмечается, что Индия, Китай и Турция остаются ключевыми импортерами российской сырой нефти, и на них приходится 98% от общего объема экспорта.
Так Индия увеличила импорт на 13,5%, до 1,848 млн баррелей в сутки, тогда как Китай — на 15,6%, до 1,358 млн баррелей в сутки.
«Несмотря на существенное снижение поставок на 33,3% в сентябре, Турция сохранила позицию среди трех ведущих импортеров, закупая 132 тыс. баррелей в сутки, что является самым низким уровнем с декабря 2022 года», — говорится в исследовании.
По оценкам KSE Institute, доходы России от продажи нефти при текущих ограничениях цен на нефть и санкционного статус-кво достигнут $187 млрд в 2024 году и $143 млрд в 2025 году.
Однако слабое соблюдение санкций может привести к увеличению доходов до $190 млрд и $174 млрд в 2024 и 2025 годах соответственно.