Второй фронт против олигарха. Как Коломойский (не) выводил миллиарды из ПриватБанка — версия НАБУ
Финансы11 сентября 2023, 08:10
Всего неделю назад Игоря Коломойского задержали сотрудники СБУ, а суд отправил его под арест на два месяца по подозрению в финансовых махинациях.
НАБУ открыло новый фронт против Коломойского. 7 сентября 2023 года детективы антикоррупционного ведомства по согласованию с САП объявили Коломойскому подозрение в завладении средствами его бывшего ПриватБанка на сумму более 9,2 млрд грн.
По данным Центра противодействия коррупции, фигурантами дела также стали пять членов якобы организованной Коломойским группы — бывший председатель правления ПриватБанка Александр Дубилет; его заместитель Людмила Шмальченко; начальник департамента межбанковских операций Надежда Конопкина; заместитель руководителя департамента по обслуживанию счетов банков-корреспондентов Якименко, директор департамента межбанковского дилинга Ярослав Луговой.
В новом подозрении Коломойскому от НАБУ действия лиц квалифицированы по статьям 191, 209, 366 Уголовного кодекса Украины. А один из них задержан в порядке ст. 208 УПК.
Уже 8 сентября НАБУ сообщило: сроком на 48 часов наложен арест на доли в уставном капитале компаний, которыми прямо или косвенно владеет Игорь Коломойский. В списке — 307 юридических лиц, расчетной стоимостью более 3 млрд грн, а также почти 1 тыс. объектов недвижимого имущества и более 1,6 тыс. транспортных средств и судов.
Это уже второй арест имущества днепровского бизнесмена. 20 декабря 2017 года Высокий суд Лондона по делу ПриватБанк против Коломойского и Геннадия Боголюбова в качестве меры пресечения издал приказ о всемирном аресте активов («worldwide freezing order» — WFO) экс-владельцев ПриватБанка.
NV Бизнес рассказывает, что известно о новом подозрении НАБУ к Коломойскому.
Что установили детективы НАБУ
По данным НАБУ, в январе-марте 2015 года конечный бенефициар ПриватБанка Игорь Коломойский, на тот момент председатель Днепропетровской областной госадминистрации, разработал план завладения средствами банка с целью дальнейшего финансирования подконтрольной оффшорной компании и увеличения собственной доли в уставном капитале банка. Для этого ПриватБанк искусственно обязали выплатить указанной подконтрольной компании более 9,2 млрд грн под предлогом якобы обратного выкупа собственных облигаций по завышенной стоимости.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой
В дальнейшем часть суммы в размере более 446 млн грн с целью легализации перечислили на счета трех связанных юридических лиц под видом операций по купле-продаже ценных бумаг, а затем — на счета еще двух. «В конце концов средства поступили на лицевой счет конечного бенефициара ПриватБанка. Ими он распорядился по своему усмотрению — внес в уставный капитал ПриватБанка во исполнение требований Национального банка Украины», — отмечается в сообщении НАБУ.
В НАБУ не озвучивают названия компаний, которые были задействованы в этой схеме. Но добавляют, что это уже четвертый эпизод в большом деле завладения средствами ПриватБанка.
О каких оффшорных компаниях идет речь в деле НАБУ
Еще в 2018 году издание Finbalance, со ссылкой на судебный реестр, сообщало об аналогичном деле, которое тогда расследовало Главное управление СБУ в Киеве и Киевской области.
Так, в постановлении Печерского суда Киева указывалось: в период с 2011 года по 2015 год: «неустановленные должностные лица КБ Приватбанк совершили присвоение в пользу третьих лиц денежных средств — имущества КБ Приватбанк в особо крупных размерах, путем эмиссии и продажи собственных облигаций компании Drovale Limited, заключения договоров о продаже и обратном выкупе данных облигаций с указанной компанией с измененными условиями, а также путем предоставления залога иностранным банковским учреждениям в кредитных договорах в пользу иностранных коммерческих предприятий, что нанесло ущерб банку на общую сумму 11,5 млрд грн».
Тогда суд несколькими постановлениями предоставил следователям СБУ доступ к документам Приватбанка, в частности, к договорам залога с East-West United Bank S.A., с Bank Winter & Co. AG, облигационных соглашений с Drovale Limited, о сотрудничестве банка с Pointex Sale LLP и Claresholm Marketing Ltd.
Как эта история связана с делом НАБУ? Один из новых подозреваемых, директор департамента межбанковского дилинга ПриватБанка Ярослав Луговой, по данным ЦПК, также одновременно был доверенным представителем компании Drovale Limited, которая была задействована в схеме.
Уже в новом деле прокуроры САП просили суд отправить Лугового под стражу с 53,6 млн грн залога, сообщает ЦПК. Но Высший антикоррупционный суд не поддержал это требование.
До этого защита Лугового отмечала, что подозрение не обосновано, а дело не подсудно ВАКС и не подследственно НАБУ. По утверждению защиты, никакой преступной схемы не было, а имело место обычное использование финансовых инструментов. Защита Лугового также подала ходатайство о проверке законности его задержания.
«Добавим, что эти же адвокаты также защищают Игоря Коломойского», — сообщает ЦПК. Луговой по их данным, заявил, что он видел Коломойского в жизни всего два раза, один из которых на футболе и лично никуда не прятался.
Были ли злоупотребления?
Финансовый эксперт, начальник аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий проанализировал информацию о подозрениях Коломойскому на своей странице в Facebook.
«Пока окончательно не определился, стоит ли хвалить или ругать НАБУ и САП за „разоблачение аферы“ Коломойского с получением им 9.25 млрд грн путем „выкупа“ Приватбанком у него облигаций в январе-марте 2015 года», — написал Паращий.
По его мнению, именно получение 9,25 млрд грн от «выкупа банком облигаций по завышенной цене» стоит в основе подозрения Коломойскому и его «сообщникам» в Приватбанке.
Согласно отчетности Привата, по состоянию на конец 2014 года, банк имел обязательства по собственным облигациям на 2,02 млрд грн. «Поэтому „выкуп“ этих облигаций за 9,25 млрд грн выглядит как серьезная афера», — пишет он. Но эти цифры можно оценивать по-разному, в зависимости от нюансов, которые известны только следствию.
Плохой сценарий: НАБУ и САП в этой ситуации «не разобрались с финансовыми инструментами».
Согласно отчетности банка, облигации на 2,02 млрд грн были «непростые», к ним был добавлен валютный опцион, объясняет Паращий. С этим опционом, по сути, облигации банка стали не гривневыми, а «индексными»,то есть привязанными к курсу доллара.
По словам аналитика, банки учитывают такие облигации как два разных инструмента: собственно гривневые облигации, и валютный опцион. Тот же валютный опцион к облигациям Приватбанка был оценен им на конец 2014 года на сумму 10,047 млрд грн. То есть, на конец 2014 года, обязательства ПриватБанка по выпущенным облигациям составляли 10,047+2,015 = 12,062 млрд грн. В первом квартале 2015-го банк заплатил Коломойскому за «выкуп» тех облигаций меньше — всего 9,25 млрд грн.
«Учитывая это, очень трудно называть стоимость выкупа „завышенной“. А нет завышения цены — нет дела», — пишет Паращий.
Хороший сценарий: НАБУ и САП «возможно таки разобрались с теми инструментами, да еще и раскрутили очень хитрую схему».
«Например, они выяснили, что никакого валютного опциона на дату покупки Коломойским облигаций не было. Он просто купил облигации на 2,02 млрд грн где-то во второй половине 2014 года (в тот период курс доллара был в районе 12−15 грн). Но потом, когда доллар полетел до 30+ гривен в феврале 2015 года, он понял, что потерял кучу долларов от своей инвестиции в гривневые облигации», — предполагает Паращий. И тогда валютный опцион фактически мог быть заключен банком задним числом, что позволило бизнесмену немало заработать за счет своего банка.
Аналитик считает, что в пользу этой версии может свидетельствовать упоминание детективом НАБУ, которій пояснял суть дела, о «подкладывании» подозреваемыми «якобы заключенных в прошлом фейковых документов, которые обязывали банк осуществить такой дорогостоящий выкуп».
Но есть и аргументы против: очень странно, что в момент большой неопределенности курса доллара Коломойский не воспользовался возможностью «захеджировать» свой валютный риск, ведь его банк тогда активно делал такие операции.
По словам Паращия, в этих опционах более очевидным выглядит то, что имела место попытка нанести убытки банку, правда меньше 9 млрд грн.
«Тот опцион предусматривает обменный курс его выполнения на уровне 8,53 грн/$. Иными словами, фактически, банк „продал наперед“ Коломойскому доллары на 2 млрд грн по курсу, не превышающему 8,53. Очевидно, эта сделка была заключена во второй половине 2014 года, когда официальный курс доллара не опускался ниже 11,8 грн, и перспектив его падения до 8 грн как-то не прослеживалось (прогноз курса доллара у банка на конец 2014 года был в пределах 16,5−21,7 грн/$, а сам он раздавал тогда „индексные кредиты“ по ставке 15,8−30 грн/$). Поэтому продажа долларов по 8,53 в то время выглядит как заведомо убыточная сделка для банка», — резюмировал он.
Последние события свидетельствуют о том, что среди силовых структур разгорелась настоящая конкуренция: кто будет представлять государство в противостоянии с олигархом.
В НАБУ напоминают: несмотря на то, что коррупционные злоупотребления в ПриватБанке расследовали различные правоохранительные органы, осенью 2019 года Генеральный прокурор определил подследственность во всех этих делах за детективами НАБУ. Общий объем материалов по всем эпизодам сейчас превышает 2500 томов, а дело является одним из самых масштабных в истории антикоррупционных органов.